Борьба с наркотиками в Беларуси и за рубежом: жёсткое наказание или есть альтернатива?

Борьба с наркотиками в Беларуси и за рубежом: жёсткое наказание или есть альтернатива?

Дела о наркотиках – всегда не простые. К ним, как и к самой проблеме, в разных странах индивидуальный подход. Где-то куда жёстче, чем в Беларуси, а местами – весьма либеральный. Но в этой тонкой сфере абсолютно точен главный врачебный принцип – не навреди! Чтобы нам выбрать верный путь, нужно взвесить всё. 


В начале недели в Мозыре на продаже амфетамина попался 36-летний гражданин. Во время обыска у него нашли ещё 450 граммов. Предположительно того же вещества. Точнее скажет экспертиза. Такие новости не редкость в белорусских СМИ. Но в этот же день, 28 октября, была и другая – у Президента прошло совещание на тему противодействия распространению наркотиков и профилактики наркомании. Примечательно, но на этот раз особое внимание сосредоточили именно на профилактике. Основной лейтмотив – обстоятельства изменились и работу в этом направлении тоже стоит каким-то образом поменять. Но как и куда? Здесь почти у всех наших стран-соседей свой отдельный подход. Чтобы выбрать верный путь, нужно взвесить всё. 

Сейчас Артуру 30. Экстракционный опий в его жизни появился в 16. Потом было ещё много чего – метадон, амфетамин, мефедрон, альфа-ПВП. Слова малознакомые в жизни обычного человека. Полтора года был на ремиссии. Недавно сорвался опять и ушёл в 10-дневный героиновый трип. Детоксикацию проводили здесь же – в РНПЦ психического здоровья. А потом сюда – в экспериментальный реабилитационный центр для лиц с зависимостями от психоактивных веществ. Добровольный цикл в стационаре 28 дней. Говорят, именно столько нужно человеку для формирования устойчивой привычки. 

Коммерческие реабилитационные центры есть и у нас, и по соседству. Но позволить их себе может не каждый. Этот центр – мало того что бесплатный, важно другое – это одна из первых попыток более комплексного подхода к проблеме: задействованы МВД, Минздрав и Министерство труда и соцзащиты. Соответственно, выявляют, лечат и социализируют. На более поздних этапах реабилитации социальные работники помогают с трудоустройством и восстановлением документов – даже водительских прав. Конечно, после снятия с диспансерного учёта. 

Как это работает, можно было наблюдать совсем недавно: с начала двухтысячных в стране динамичный рост употребления спайсов, а потом ещё более опасной химии – альфа-ПВП. Всё это нарастало до 2014 года, когда было 53 смертельные передозировки подростков. Тогда и был принят декрет о неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков. А потом в соответствии с ним переработано и законодательство – ввели понятие «базовой структуры» наркотического вещества и криминализировали 98% всех известных в мире психоактивных веществ – 686 наименований. 

В этом году в Беларуси пока не зафиксировано ни одной передозировки у подростков. Но есть и другая сторона медали. Оказаться в тюрьме в 14 за вещества. Шанса стать полноценным членом этого общества у этого человека, скорее всего, не будет уже никогда. Номер статьи Уголовного кодекса, связанной с незаконным оборотом, - 328 - уже не первый год имя нарицательное. Матери таких осуждённых даже создали некое объединение. У Натальи Шарипо сыну 20, осуждён на 14.

Санкции статьи в этом году незначительно смягчили: по второй и третьей части уменьшили нижний порог наказания на два года. И главное, этот закон имеет обратную силу – то есть тем, кто уже сидит, могут сократить срок. Но решение, конечно, в каждом конкретном случае остаётся за судом. Кроме того, впервые к заключённым по 328-й статье применили амнистию. 

Продолжение смотрите в видеоинформации.

Подписывайтесь на нас в Telegram