Театр открытых дверей – Большой отмечает свой день рождения. Пятый раз в формате «Вход свободный!». И уже 86 год в эти минуты на национальной сцене история самой известной цыганки в мире – «Кармен».
Главные партии в популярной опере впервые исполняют солисты из Франции и Италии. На подмостках и те, чьё детство прошло за кулисами. Например, папа тенор, а мама балерина.
Для около 250 тысяч зрителей в год Большой открывается со стороны «театрального Парнаса» – главного портика. Всего в здании девять подъездов. У седьмого некогда меломаны выжидали после «Кармен» меццо-звезду Наталью Рудневу с дочерью. Судьба спела «на бис!».
Елена Руднева, артистка хора Большого театра Беларуси: «Всех нас привлекала сцена. И я когда пришла с мамой в 1981 году в театр, как раз ставил Семён Штейн «Пиковую даму». Нас детей, всех задействовали в этом спектакле. Стоишь за кулисами, ждёшь, когда ты сделаешь этот шаг и попадёшь в совершенно иной мир».
Окончила иняз, отличный французский, но «призрак оперы», которого встретила в пять лет, не отпускал. Руднева по стопам отца-тенора – первая сопрано в хоре Большого. Сцена площадью 698 квадратных метров, где много декораций, не мыслима без почти тысячи световых ламп.
Владимир Гридюшко, генеральный директор Большого театра Беларуси: «Очень много времени провожу у себя в кабинете, потому что там и приём граждан, работаю с документами, там и внутренняя система связи, и технологичное телевидение. Оттуда можно смотреть репетиции. В театре нет ни одной точки, где бы я не бывал. Даже есть места, где я сам принимал участие в строительстве. Под сценой одна из комнат, где сейчас находятся скрипки».
Этой весной у дома с тремя тысячами дверей – юбилей в квадрате. 80 лет зданию по проекту великого зодчего Иосифа Лангбарда, реконструированного 10 лет назад по поручению нашего Президента. Площадь объекта национального значения 84 тыс. квадратных метров.
Любовь Карпилова, костюмер Большого театра Беларуси: «Здесь жили люди, здесь был «Ноев ковчег». Кто-то играл на скрипке, кто-то на виолончели, кто-то распевался, кто-то шёл в балетный зал на репетицию. Здесь стояли ящики с примусами, что-то готовилось. У мамы была ещё одна комната. Жила коза, которая выходила в балете «Эсмеральда».
Будущая прима Бася Карпилова совершила прыжок в минский театр в 1944 году, сразу после освобождения. Сюда же после рождения принесла дочь. Уж нет на пятом этаже «портала в детство», все двери по-другому. Экс-солистка балета сегодня следит, чтобы костюмчики сидели.
Такой массовки нет даже в «Аиде» – самом массовом спектакле репертуара. Это пока не спет «Князь Игорь», готовят премьеру в сентябре, к открытию 87-го сезона. Сегодня на особый режим работы переведены 30 служб театра. Не заблудиться в Большом пяти тысячам гостей помогали экскурсоводы.
Самое манящее – закулисье. В этом году вход свободный не только на репетиции балетной труппы. Очередь на мастер-классы, чтобы, хотя бы на чуток, почувствовать себя в пуантах народной артисткой Ольгой Гайко. Большой начинается с детства. Недаром дети любят сказки.
Подписывайтесь на нас в Telegram