Большой спорт – большая политика. Мнение об утраченных принципах олимпизма

Большой спорт – большая политика. Мнение об утраченных принципах олимпизма

«О, спорт, ты – мир!» – лозунг международного олимпийского движения, знакомый практически каждому. Правда, в последнее время спорт все больше становится миром, где условия диктуют не спортсмены, а политики. В свете прошедшей в Токио XXXII летней Олимпиады наш колумнист Павел Игнатьев – о ситуации в мировом спортивном движении и его неприкрытой политизации. 

Мир профессионального спорта претерпевает постоянные изменения. И далеко не в ту сторону, куда следует. На фоне постоянных скандалов, интриг и желания «протянуть» в спорт несвойственные ему атрибуты даже началось снижение интереса к главным состязаниям – чемпионатам Европы, мира. Очередной пример – нынешняя Олимпиада. Не берем в расчет проблемы по ее организации и проведению в сложное время коронавируса. Просто мероприятие мирового уровня – Олимпиада – стало площадкой для обозначения определенных политических интересов. На первые роли выходят нечистоплотные политики и искаженные ценности, затмевая спортсменов. Об этом – чуть ниже.

Спорт перестал существовать в чистом виде, превратившись в часть политического механизма, глубоко проникшего в любые сферы общественной жизни. Как тут обойти спортивные площадки? Когда-то политики «питались» победами и достижениями спортсменов, а государства и идеологии мерились между собой, кто «быстрее, выше, сильнее», чей гимн звучал на спортивных аренах. Теперь мировая спортивная общественность и МОК ждут «отмашки» от президентов и премьеров, «куда бежать, кого кусать или гладить». 

Олимпийские игры и ранее использовались для обозначения определенными силами политических целей либо взглядов. Как пример – Олимпиады 1968 и 1972 годов, когда американские спортсмены при вручении медалей протестовали против расовой политики США, или палестинские экстремисты захватили и убили израильских спортсменов. Второй случай трагичен, но подтверждает: Олимпиады использовались как повод для выражения убеждений и требований, привлечения внимания к той или иной проблеме. 

Все изменилось в 1980-м, когда Олимпиада намеренно и открыто стала инструментом политического противостояния. Президент США Джимми Картер из-за ввода советских войск в Афганистан призвал мировое сообщество бойкотировать Олимпийские игры в Москве. У СССР и Афганистана на тот момент действовал договор о взаимной военной помощи. Тем не менее, свои интересы Вашингтон отстаивал за счет спортсменов других стран. Однако глава МОК лорд Килланин отказался отменить Олимпиаду, продиктовав это принципом «спорт вне политики», который тогда работал. Посему НОКи стран-участниц самостоятельно решали, целесообразен ли визит в Советский Союз. Многие страны не поехали, но Игры прошли, и с огромным успехом. Нынешний глава МОК Томас Бах в составе сборной команды ФРГ пропустил московскую Олимпиаду, о чем сожалеет и сейчас. К сведению, афганские спортсмены участие в Играх приняли. 

В 1984 году история некоторым образом повторилась. НОК СССР бойкотировал Олимпиаду в Лос-Анджелесе (США). Это было вынужденной мерой, т.к. уже при подготовке к визиту в США социалистическим странам подбрасывали «мелкие пакости». Спланировано нарушали права спортсменов вплоть до отказа предоставить гарантии безопасности и принять чартеры «Аэрофлота».

Но стоит отметить, что советскому руководству через два года удалось серьезно «понизить градус» в мировом спортивном движении. В июле 1986 года в Москве провели Игры доброй воли, ставшие «разрядкой» упомянутых олимпийских бойкотов. Соревнования по 18 видам спорта, в которых приняли участие 3000 спортсменов из 79 стран, стали первыми с 1976 года, где лучшие спортсмены СССР и США соревновались в столь масштабном спортивном мероприятии.

Эти примеры показывают, что всяческие перипетии не мешали разграничивать спортивные ценности и политическую борьбу двух общественно-экономических строев. Противодействующие стороны просто уважали и подчинялись решению той или иной страны, ехать или не ехать на Олимпиаду. Теперь все изменилось. 

Хотя, справедливости ради, стоит учитывать, что определенные решения МОК принимает не единолично, а с учетом позиций международных федераций по видам спорта. Как раз на эти федерации могут оказывать влияние правительства тех или иных стран. МОК не стоит обвинять во всех грехах, бывает, особо деваться некуда. Например, в 2014 году организация нашла силы поддержать Россию, готовившуюся принять очередную Олимпиаду.  

В последние годы подготовка и ход Олимпийских игр позволяют утверждать: принципы олимпизма заброшены в «дальний угол». Рубикон пройден примерно в 2016 году. Тогда произошел скандал с употреблением допинга несколькими российскими легкоатлетами, из-за которых от участия в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро отстранили всю нацкоманду России. Игнорирование принципа персонифицированного наказания тем самым нарушило права «чистых» спортсменов. До сих пор спортсмены России находятся под санкциями Всемирного антидопингового агентства, не имея возможности выступать под флагом собственной страны и слушать ее гимн на пьедестале. 

Далее – инцидент с мужской командой Беларуси по гребле, также отстраненной от борьбы за олимпийские медали. Причину огласили международная федерация гребли и МОК: подозрение (!) на допинг. Позже, в суде, НОК Беларуси совместно с Минспортом отстояли честь наших спортсменов. Но Олимпиаду и 4 года подготовки к ней потеряли. 

Зададимся вопросом, почему вдруг такое внимание и жесткое наказание применили именно к белорусским гребцам? Ответ прост. На их счету было 10 медалей, завоеванных на чемпионате Европы по гребле. 4 из них были в олимпийской квалификации – одни из сильнейших гребцов в мире с исключительными шансами на победу. Зная это, чиновники от мирового спорта поставили задачу устранить конкурентов. 

В текущем году они же лишили Беларусь чемпионата мира по хоккею, перенеся его в Ригу. Вроде, известные политические цели были достигнуты. Но болельщики и мировая спортивная общественность получили «смазанный» спортивный праздник – Латвия и близко не смогла организовать его так, как это было в Минске 7 лет назад. Тот чемпионат мира вошел в историю как один из лучших.

Хотя все закономерно. На страну, способную завоевать медали, сразу смотрят по-другому, поднимается ее международный авторитет, а за ним – политический вес. Но никому не хочется на политической карте получать новых сильных «игроков». Вот и топят конкурентов всеми доступными и недоступными способами. Всё это – не что иное, как политика, подмявшая под себя спорт.

Какой стресс испытывают спортсмен и тренер, когда годы подготовки к главным спортивным стартам мира оборачиваются крахом, догадаться нетрудно. Напомним, в таком же положении в 1980-м был сам Томас Бах, и в его жизни Олимпиад больше не было. Но представителей «королевской рати» это не тревожит…

В 2021 году спортивные чиновники заигрались еще больше. Искажённое толкование Олимпийской спортивной хартии, новый лозунг Международного олимпийского движения с приставкой слова «вместе», инклюзивность, толерантность, прочие «химеры» заставляют усомниться в полноценности идей, принципов и морального кодекса олимпийцев. Через спорт навязывается система псевдоценностей, плетутся политические интриги в интересах узкого круга лиц. 

Допуск к соревнованиям трансгендеров, отбор в команды по расовым отличиям и квоты по половым признакам, прочие «нововведения» показывают, что спорт стал очередной площадкой «грязного бизнеса» по смене поведенческих моделей и общепринятых норм. О каком объективном судействе и честном состязании может ныне идти речь, если в женской тяжелой атлетике выступает, с позволения сказать, «переделанный» мужчина? Абсурд, двойные стандарты и забвение спортивной этики! Смею предположить, что барон Пьер де Кубертен, возродивший Олимпийские игры в 1894 году, покрылся бы холодным потом от нынешних спортивных правил. 

Масла в огонь спортивных страстей подлил и инцидент с белорусской легкоатлеткой Кристиной Тимановской. Из «рабочего момента» в нацкоманде по замене одного спортсмена другим раздут международный скандал. Каков мотив: борьба за «место под солнцем» или взбалмошный характер? Хотя это не столь важно – событие приняло политический окрас, и расхлёбывают его не только наши чиновники от спорта, но и МОК.  

На следующей неделе стартует Паралимпиада, и судя по тому, что мы увидели на прошедшей Олимпиаде, никто не застрахован от очередных попыток смешать спорт и политику.

Сколько еще продлится такая ситуация, неизвестно. Однозначно, что «не все в порядке в Датском Королевстве». Хочется верить, что ситуация изменится, а спорт вернется в должное состояние «гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства». Ведь все давным-давно прописано в основополагающих принципах олимпизма. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Павел Игнатьев