В Кличевских лесах поисковики пытаются поднять из болота фрагменты советского бомбардировщика

Большие раскопки в лесах Кличевского района. Поисковики из Могилёва пытаются поднять из болота фрагменты советского бомбардировщика, который был сбит в 1943 году немецкими истребителями. По рассказам очевидцев удалось установить имена экипажа. Известно, что на борту были четыре человека и лишь одному удалось выжить. Теперь задача поисковиков – подтвердить эти данные и заполнить белые пятна военной истории.

Большие раскопки в лесах Кличевского района. Поисковики из Могилёва пытаются поднять из болота фрагменты советского бомбардировщика, который был сбит в 1943м году немецкими истребителями. По рассказам очевидцев удалось установить имена экипажа. Известно, что на борту были четыре человека и лишь одному удалось выжить. Теперь задача поисковиков – подтвердить эти данные и заполнить белые пятна военной истории. 

Непроходимые леса и болота Кличевского края хранят много военных тайн.  Это земля партизан и кровопролитных боев Великой Отечественной войны. В одном из таких сражений за освобождение Беларуси погиб двухмоторный советский бомбардировщик ИЛ-4. Тогда в 1943 году жители деревни Роги видели, как в лесную чащу падал подбитый немцами самолёт. 

Александр Авчиник, местный житель: «Когда самолёт подбитый летел, говорят, одни прыгали с парашютом. А этот самолет сюда в болото упал. Хотели прийти, поглядеть, да тут немцы понаехали».

 Удалось выжить лишь одному члену экипажа – штурману Владимиру Никифорову. Его от карателей спрятали местные. Командира и бортстрелка похоронили в лесу. Об этом поисковики могилёвского клуба «ВИККРУ» узнали, когда пять лет назад недалеко от этих мест поднимали другой такой же бомбардировщик. 

Виталий Дракин, участник могилёвского областного историко-патриотического клуба «Виккру»: «На данном месте мы нашли два глубинных сигнала и в ходе небольших раскопок мы наткнулись на детали фрагмента кабины в одном месте. А во втором сначала конкретно всплыло масляное пятно. Потом пошли детали двигателя».

Большие раскопки начали на днях. И вновь помогли местные жители. Они хорошо знают эти топи. Сергей Лободюк вызвался провожатым.

Сергей Лободюк, местный житель: «Мы детство всё провели здесь. Мы знали, что здесь когда-то разбился наш самолёт. Сюда ходили в ягоды и это место называли «Самолётом».   

Экскаватор снял верхний слой, после чего поисковики взялись за лопаты и металлоискатели. Надежды найти самолёт целиком не было. Ведь его буквально разорвало в воздухе. Но спустя пару часов удалось сделать одну из самых долгожданных находок – фрагмент двигателя воздушного судна.  

Раскопки буквально объединили весь район: провожатые и егеря проложили безопасный путь. Власти дали технику. Копать помогают студенты Кличевского аграрно-технического колледжа. 

Александр Ходанович,  учащийся Кличевского государственного аграрно-технического колледжа: «А что находили? Находили детали от самолета, от двигателя».

Первые дни поисков, как правило, самые удачные. Так было и в этот раз. Через сутки удалось обнаружить и фрагмент с номером второго двигателя бомбардировщика. Шесть цифр, выбитых  на куске металла,  значатся и в военных архивах. Они помогут проследить боевой путь самолёта и узнать его задание в день гибели. 

Николай Борисенко, руководитель Могилёвского областного историко-патриотического клуба «Виккру»: «Главная цель у нас – удостовериться, на сколько достоверно то, что говорят очевидцы. Говорят в воспоминаниях своих, в мемуарах. В нашей области Кличевский район был всегда самым перспективным для поисков. Так было, наверное, все последние 20-30 лет».

В ближайшие дни поисковикам предстоит буквально руками просеять всю поднятую землю. Есть надежда, что удастся отыскать останки героя радиста – Гончаренко, который не смог катапультироваться. Ещё одно имя исчезнет из списков пропавших без вести и ещё одна военная тайна кличевских болот будет раскрыта. 


Подписывайтесь на нас в Telegram