Репортаж о главной теме недели – о функционировании жилищно-коммунального хозяйства и о республиканском семинаре, который был посвящён его совершенствованию и развитию.
Андрей относит себя к неравнодушным минчанам. Если не горит фонарь, сломаны качели или яма на дороге, мимо не пройдёт – непременно через смартфон сообщит о проблеме на портал «Мой город». За два года он отправил уже более двух тысяч заявок, став рекордсменом интернет-ресурса. Кстати, эту лестницу (см. видео – прим. ред.) также починили после запроса Андрея.
Андрей, житель г.Минска: «Это желание сделать город лучше. Не очень приятно смотреть на сломанные или разбитые вещи. Мне важно, что происходит вокруг, в моём районе. Я не ограничиваюсь квартирой».
С одной стороны, десятиклассник стал настоящей грозой коммунальных служб, с другой – улица Азгура с окрестностями вполне заслуживает звание «района высокой культуры быта». Везде чистота и порядок, глазу не за что зацепиться. Впрочем…
Это интервью мы записывали в среду и договорились с Андреем встретиться здесь же в воскресенье, чтобы проверить, насколько оперативно коммунальщики отреагируют на запрос. Об этом мы, конечно, расскажем, но чуть позже. Пока портал «Мой Минск» готовится принять юбилейную стотысячную заявку. Как отмечают в контакт-центре, это самый простой и удобный способ рассказать об уличных проблемах Минска.
В основе принцип «было-стало»: сначала размещается фотография от пользователя, которая иллюстрирует, что надо сделать, обозначается локация, затем спустя время коммунальщики публикуют отчёт.
Светлана Ванслав, специалист по обработке информации: «Пользователь может оценить качество работы, оставить комментарий и выставить оценку по пятибалльной шкале. Так формируется рейтинг районов».
На первом месте сейчас Советский район. Именно у его сотрудников лучшая реакция на запросы минчан. К слову, в использовании Photoshop (когда проблема решается в несколько кликов) белорусские ЖЭСы в отличие от российских коллег замечены не были.
Но на уловки иногда идут. Например, сотрудники одного ЖЭУ вместо замены повреждённого короба просто перевернули его для отчёта. Получилось, как в известной комедии: за находчивость «пять», за решение «два» – подлог раскрыли, и он стоил исполнителям должности.
Портал – часть единого контакт-центра ЖКХ Мингорисполкома, который был создан два года назад, с тех пор работает круглосуточно в режиме «24/7». Течёт вода, не греют батареи, сломан лифт – при любой бытовой проблеме минчане набирают только три цифры – 115 заменил сотни номеров различных служб.
В какой комнате или во всей квартире отсутствует отопление?
В отопительный период – это самая «горячая» тема звонков. Ежедневно здесь могут принять до 30 тысяч обращений.
Дмитрий Парфиянович, начальник отдела маркетинга Центра информационных технологий Мингорисполкома: «Мы всегда готовы принять вызов, обработать согласно компетенции и передать на исполнение. Мы не заинтересованы в сокрытии фактов. Мы показываем всё, как есть, для принятия управленческих решений, для руководства города и управляющих ЖКХ организаций».
Игорь Кириленков, начальник управления «Контакт-центр» ЖКХ г.Минска: «Наши сотрудники являются щукой для окуня: они не дают расслабляться, постоянно держат в тонусе исполнителей».
Звонки в колл-центр идут постоянно – это признак востребованности услуги. Но довольны ли клиенты по итогу? Ответ у социологов: по опросам, две трети белорусов довольны работой коммунальных служб, но у остальных есть претензии: к срокам ремонта, качеству дорог и освещения, а также банально – к чистоте в подъездах и во дворах. В общем, поводов собраться во Дворце Независимости и детально обсудить работу ЖКХ более чем достаточно.
Журналисты часто обращаются к метафоре «Беларусь – наш общий дом», но в контексте жилищно-коммунального хозяйства у этого образа есть и вполне конкретные характеристики: площадь общего дома – более 100 миллионов квадратных метров, которые надо поддерживать в порядке. Каждый день жильцы потребляют миллион кубических метров воды (её надо очистить и доставить), оставляют 55 тысяч кубических метров мусора. Обслуживают это гигантское здание 140 тысяч человек. Недавно в системе ЖКХ началась перестройка (проще говоря, ремонт). И семинар – это своего рода собрание домового актива по вопросу: «Что надо сделать, чтобы в доме было тепло, светло и крыша не текла. Да и обслуживание всей системы не влетело в копейку.
Тарифы и суммы в жировках – чуть ли не самая обсуждаемая тема прошлого года, когда Министерство ЖКХ при участии Госконтроля пересмотрело стоимость всех услуг. Цены стали прозрачнее, но по полкам разложили не всё. Александр Лукашенко поручил ещё раз всё пересчитать и, попутно, убрать «накрутки» и «снять жир» с энергетиков и коммунальщиков. Ничего лишнего – строгая диета прописана для всех формул расчёта, будь то свет, газ или тепло.
Тепло – самая дорогая строка в коммунальных извещениях. Зимой на отопление и подогрев воды приходится треть расходов. Да и в масштабах страны покупка энергоресурсов – весомая часть бюджетных расходов. Платим валютой. И это повод присмотреться к собственным ресурсам. Перевод котельных с газа на щепу не панацея, но часто реконструкция позволяет значительно сэкономить.
И здесь нужна дисциплина – технологическая (топить только сухим сырьём, влага – путь к убыткам) и экономическая. Закупка топлива через посредников – настоящий «клондайк» для жуликов, но Президент предупредил – способы и схемы наживы известны.
Вода – настоящее богатство Беларуси, не зря страну называют синеокой. Некоторым настолько повезло, что для подачи воды в квартиры не нужна ни фильтрация, ни очистка.
Антон Голоскок, начальник производства «Минскводопровод» предприятия «Минскводоканал»: «Водозабор питается из подземных источников. В артезианской воде нет железа и марганца в таком количестве, чтобы потребовались дополнительные сооружения водоподготовки. Вода безопасна».
Кстати, чтобы «напоить» столицу, потребовался бы железнодорожный состав от Минска до Борисова – и это лишь трёхдневный объём! В реальности водная паутина Минска – это три тысячи километров. Сети требуют ухода – поиск и устранение утечек дело роботов, но больше всего потерь – в домах: кто-то занижает или вовсе не сдаёт показания приборов, использует магниты, чтобы счётчик не крутил. Вывести шулеров на чистую воду и заставить платить честно помогут приборы дистанционного съёма показаний.
Олег Аврутин, директор предприятия «Минскводоканал»: «Защёлкиваем накладку, и этот прибор может по радиоканалу передавать информацию. Сегодня задача перед разработчиками – чтобы это было белорусского производства. Эффект – в контроле и прозрачности. Неучтённые расходы воды – это половина потерь. Наша задача свести это к абсолютному минимуму».
Снижение потерь и повышение качества Н2О – ключевые направления работы коммунальщиков. Местами в воде слишком много железа.
Александр Терехов, министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси: «До 2025 года надо закрыть проблему – для этого надо вложить 230 миллионов рублей и построить 1100 станций обезжелезивания».
Беды этой гомельской пятиэтажки (см. видео – прим. ред.) начинаются с фасада. Внутри всё ещё плачевнее – дом атакует грибок: повсюду сырость и плесень, от которой не спасают ни штукатурка, ни краска.
Кроме того, в доме в собственности государства около десяти арендных квартир. Многие пустуют, двери открыты, а внутри горы мусора. От такой бесхозяйственности на этажах неприятный запах.
Некоторые жители отказываются платить за техобслуживание и уборку, ведь услуги, по их мнению, попросту не оказываются. Раньше здание стояло на балансе железной дороги, в двухтысячных дом передали одному из коммунальных предприятий. Смена собственника не приблизила ремонт.
Елена Гринько, жительница дома: «Дому 50 лет, он ни разу не красился, я тут живу 33 года, с рождения, как меня сюда принесли, он ни разу не красился, ни разу не ремонтировался».
В районной администрации заверяют, что ждать осталось недолго. Капремонт намечен на будущий год.
Евгений Плескачевский, главный инженер коммунального предприятия «Центральное» (г. Гомель): «Данный дом 1967 года постройки, в Центральном районе есть ещё дома и 1932 года постройки, и пятидесятых, и не все дома ещё попали под капитальный ремонт, так что он не самый старый, можно сказать, но по техническим характеристикам и техническому состоянию приняли решение о постановке его на капремонт».
В республиканском масштабе капитальные ремонты пойдут с ускорением. Если сейчас в год обновляется 2% от жилищного фонда, то в будущем предстоит выйти на 3%.
Раньше тонны пластика отправляли на полигон, теперь это самый прибыльный вид отходов – платят до 300 евро за тонну. Вот уже четыре месяца жители Гродно учатся по-новому обращаться с мусором, а коммунальщики – на этом зарабатывать. Проект обошелся в 30 миллионов долларов, и теперь Гродно, по отзывам местной власти, единственный город в стране, где в сжатые сроки изменили подход к экологии. Запустили завод, закупили технику, заварили все мусоропроводы.
Вячеслав Андреевский, директор Гродненского завода по утилизации и механической сортировке отходов: «Сейчас можно с уверенностью сказать, что примерно 40% жителей Гродно активно сортирует, это видно даже по наполнению контейнерных площадок».
На полигон отправляются только пищевые отходы – десятая часть мусора. Кстати, этот тот случай, когда и столице не помешает перенять региональный опыт. Эта тема также обсуждалась на семинаре, который по форме напомнил мозговой штурм и обмен лучшими практиками в коммунальном хозяйствовании. Так, мэр Минска рассказал о службе «115» и о том, как разорвали порочный круг, когда заказ, исполнение и оценку работ проводила одна организация.
Андрей Шорец, председатель Минского городского исполнительного комитета: «Мы создали независимого заказчика, который на конкурентной основе выбирает поставщика услуг, который жёстко контролирует качество и не оплачивает «липовые работы».
Ключевая тема семинара – чётко определить границы ответственности и фронт работ для жильцов, бизнеса и коммунальных служб. Например, поменять лампочку или что-то подкрасить в подъезде жильцам вполне по силам, а в складчину можно и детскую площадку поставить. Но контроль состояния крыши, фасада, сетей – это работа для профессионалов, от которых ждут качества и соблюдения сроков. Кстати, о сроках, что с нашей заявкой на уборку мусора? C Андреем встречаемся в том же месте в воскресенье.
В этот раз службы сработали быстро и качественно. И на портал отправляется заслуженная оценка «отлично». Впрочем, чистота и порядок – это дело не только коммунальщиков, но ещё и личное (то есть каждого из нас). Достаточно не проходить мимо и не отворачиваться от проблем: позвонить или исправить самому – каждый решает сам.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram