Малые мосты Беларуси и судьбы тех, кто от них зависит

Не зря ведь говорят, что военные всегда на передовой.  В последнее время у всех на слуху большие мосты. А если переправа нужна не большим городам, а всего-то десяти деревенским бабушкам. И необходим им не огромный объект из бетона и стали, а всего-то небольшой деревянный мост, чтобы скорая да автолавка прошли. И таких ситуаций у нас в стране даже больше, чем строек века.

Не зря ведь говорят, что военные всегда на передовой.  В последнее время у всех на слуху большие мосты. А если переправа нужна не большим городам, а всего-то десяти деревенским бабушкам. И необходим им не огромный объект из бетона и стали, а небольшой деревянный мост, чтобы скорая да автолавка прошли. И таких ситуаций у нас в стране даже больше, чем строек века. 

Мост в деревне Делятичи для её жителей не настолько критичен, потому что отсюда до Любчи по асфальту всего километров пять. За лесом – на той стороне – находится деревня Набережная. Для неё этот мост – настоящая дорога жизни. Объезд  – километров 30 по таким дорогам, что пройдёт только джип. Понятно, что подобное транспортное средство найдётся не у каждой 90-летней бабушки.

Грибники дают историческую справку. Местная переправа через Неман претерпевала метаморфозы самые разные: паромы, потом понтонный мост, который унесло паводком, предшественник нынешнего моста. Правда, строило МЧС.

От нового моста до деревни Набережная дорога тоже не премиум-класса. Что уж говорить про объездную. Прописано здесь всего-то человек десять. И была вероятность, что Набережная и вовсе вымрет, как многие. Однако ещё прошлый мост некоторую жизнь в деревню вдохнул – потянулись дачники. Новый импульс: максимальная нагрузка – 30 тонн, срок эксплуатации – 15 лет.

В деревне Понемонь получилась интересная ситуация. Номинально в ней прописано около 50 жителей. На деле, с дачниками, конечно, намного больше. Половина живёт на той стороне, половина – на этой. До недавнего времени из путей сообщения был только старый мост. В каком он был состоянии, можно судить по его остаткам. Ходили только пешком.  

Часть деревни, что с дальней стороны, нам казалась и вовсе заброшенной. И чего сюда дорогу прокладывать-то? Однако вскоре выяснилось, что причина стандартная – пришла автолавка.

Этот уже и не такой маленький – 74 метра. Открыли совсем недавно, так что ещё даже не все знают, что проезд-таки есть.

Мост в деревне Понемонь на Новогрудчине был завершён 21 сентября, а уже 24 сентября строительный взвод, который занимался его возведением, оказался в Осиповичском районе в деревне Крынка. Строит новый объект через реку Птичь. Здесь находится представитель Осиповичского ЖКХ, который и согласовывал с Минобороны возведение этого объекта.

Области разные, а проблемы похожие. Когда старый мост через Птичь обветшал, часть деревни Крынка оказалась отрезанной от цивилизации. Да и сейчас присоединена лишь частично. К автолавке переправляются на спецтранспорте МЧС. Говорят, новый нужен был не только потому, что обветшал. 

Новый  мост возводят по стандартной технологии, которая обкатана десятилетиями. В руках у солдат не только топоры и лопаты, а серьёзная спецтехника. К примеру, грузоподъёмность такого моста  зависит от того, с какой скоростью свая вбивается в грунт. Чем медленнее, тем надёжнее выйдет по итогу.

Это подразделение возводит по 4-5 мостов в год. В Вооружённых Силах оно не одно такое. Конструкция типовая, а вот деревни и судьбы их жителей разные. Во всех местах строительства наблюдается подлинное единство армии и народа.

Открыть движение по мосту в Крынке собираются уже в 20-х числах. Но событие это широко освещаться не будет. В отличие от Житковичского моста, который с прошлой зимы довольно часто мелькает в новостных хрониках.  

На этой неделе на мосту клали асфальт. Это означает, что открытие не за горами. Вот об этом точно все и напишут, и покажут. Не так важно по какому мосту – малому и большому. Главное, чтобы скорая и автолавка доехали.

Подписывайтесь на нас в Telegram