«Спасательный жилет» оказался весьма кстати в период санкционного давления на Минск и Москву, когда наши предприятия оказались под прицельным обстрелом западными рестрикциями – тот случай, когда в одиночку убеждаться на плаву гораздо сложнее. Так что сегодня белорусский МАЗ и российский КАМАЗ не конкуренты, как было раньше, а скорее партнеры. И формула «не вместо, а вместе» вполне применима и для всей союзной экономики. Андрей Александров изучил эффект сложения.
К сближению экономик Беларуси и России как нельзя кстати подходит старая как мир фраза – не было бы счастья да несчастье помогло. Санкционная западная политика, цель которой навредить, напротив, сослужила службу. Вот наши производители, рынок и вот наши объемы – сказали друг другу белорусские и российские партнеры, напрочь забыв о конкуренции между собой. Промышленные и технологические пары двух стран держат курс на взаимопомощь и выгодную интеграцию.
Одна из таких пар – «МАЗ – КАМАЗ». Полноправные партнеры нацелены и на внутренний рынок, и на мировой. Во главе – делать машины еще качественнее, еще дешевле и в больших объемах. Промышленные гиганты уже составили дорожную карту. Точек соприкосновения – масса.
Павел Шабанов, главный конструктор по автомобильной технике Минского автомобильного завода: «Мы разрабатываем отдельные подпрограммы с каждым заводом-изготовителем, предполагаемым к изготовлению этих комплектующих, и в принципе программа рассчитана на несколько лет. Для такой глобальной программы – в ней около сотни позиций – это не такой большой срок».
Освоение такой гаммы комплектующих – совместный труд целых коллективов. Связь между партнерами – постоянная. Добиться 100-процентной локализации – мечта любого производителя. И стремиться к этой цифре, безусловно, необходимо. И если до санкций МАЗ наполовину состоял из родных комплектующих, то сейчас эта цифра приближается к 80%. В первую очередь осваиваются направления, без которых работа и МАЗа, и КАМАЗа может серьезно сбавить обороты.
Павел Шабанов, главный конструктор по автомобильной технике Минского автомобильного завода: «Те же ведущие мосты МАЗа – мы обсуждали возможность их использования с компанией КАМАЗ давно на определенных моделях КАМАЗ. Что говорить о камазовских узлах – да, у них есть определенные виды продукта, такие как раздаточные коробки, коробки передач, которые интересны нам».
То, что когда-то покупалось у западных стран, сейчас в состоянии заместить совместными усилиями. Еще один пример – двухконтурный рулевой механизм, который закупали оба предприятия у зарубежных поставщиков. Проблему решил Борисовский завод гидроусилителей – в ближайшее время машины начнут оснащать тяжелые серии техники нашими механизмами. Суммарный заказ – более одной тысячи единиц в месяц. Качественными подшипниками обеспечит Минский подшипниковый завод. И это далеко не полный перечень.
Еще одно важное направление – электронные системы. Система безопасности, которая не дает машине уйти в занос – на некоторых моделях транспорта, в том числе пассажирского, такие ставятся в обязательном порядке. До настоящего их Беларусь и Россия закупали в третьих странах. Сейчас задача – освоить отечественную. Этим занимается Борисовский завод «Экран», опытные образцы МАЗу уже поставили. КАМАЗ тоже подключается. По гидравлическим системам – цилиндрами занят Кобринский завод, насосы будет осваивать еще и Житковичский завод. А еще системы АБС, контроль движения автомобиля, освоение производства различного пластика... От кооперации выигрывают все – и производители, и потребители.
«Гомсельмаш» – крупнейший белорусский производитель, один из лидеров мирового рынка комбайнов. Холдинг всегда активно сотрудничал с российскими регионами – в Брянске даже есть совместное белорусско-российское предприятие сельхозтехники, но в условиях санкционного давления стороны оказались в абсолютно новых реалиях и начали сближаться еще сильнее. Гомельский завод, к примеру, объявил усиленный курс на импортозамещение с участием российских предприятий.
Виктор Пинчук, главный инженер предприятия «Гомсельмаш»: «Основные материалы и покупные изделия, которые составляют структуру этого, это в первую очередь металлопрокат, который не производится в Республике Беларусь, это двигатели и сложная гидравлика. На нашей технике были применены различные двигатели, производства и "Вольво", и "Мерседес", и "Канекс", но с учетом санкционной политики западных стран мы вынуждены были отказаться от этих двигателей, и мы переходим на двигатели "ЯМЗ" – Ярославского моторного завода. И те двигатели, которые нам поставляются, это не хуже, чем "Мерседес" и "Вольво"».
Да и для российского машиностроения помощь белорусских партнеров теперь не просто поставки готовых комбайнов, а настоящие стратегические ориентиры, с которыми нельзя не считаться. И там это понимают.
Александр Шантыко, директор научно-технического центра комбайностроения предприятия «Гомсельмаш»: «Сегодня "Гомсельмаш" заключил контракт с компанией «Ростсельмаш» – это как бы такой наш конкурент на российско-белорусском рынке. И мы туда поставляем сегодня мостокомплекты. Потому что они их покупали по импорту, но, учитывая вот эту ситуацию, сложившуюся в мире, и санкционную политику Запада, согласованы поставки вот этой компонентной базы на "Ростсельмаш". Говорить, что можем все – это достаточно амбициозно, потому что есть еще серьезные разработки европейских компаний, которые нам надо осваивать. У нас есть все возможности, и к этому надо идти».
В части интеграционных проектов белорусские и российские партнеры магнитом притягиваются друг друга не только в сфере автокомпонентов. Тесное сотрудничество налаживается по многим направлениям – это и технологии, и сельское хозяйство, и военно-промышленный комплекс. Все это уже дает результат не только на внутреннем рынке. Торговать есть с кем. Огромное количество стран не поддержали западную санкционную политику касаемо Беларуси и России. И, как отметили на саммите ШОС лидеры многих государств, время вызовов – это еще и время уникальных возможностей. На Западе мир клином не сошелся.
Подписывайтесь на нас в Telegram