Больше маленьких белорусов! Уровень рождаемости в стране впервые за 20 лет взял новую планку

​Если в цифрах, то за девять месяцев этого года по всей Беларуси на свет появились больше 90 тысяч малышей. И это ломает графики естественной убыли и прироста населения – Беларусь перестала быть страной с «одним» ребёнком – нормой для нас становится два или три малыша.

Если в цифрах, то за девять месяцев этого года по всей Беларуси на свет появились больше 90 тысяч малышей. И это ломает графики естественной убыли и прироста населения – Беларусь перестала быть страной с «одним» ребёнком – нормой для нас становится два или три малыша. В пределах семьи – это решение родителей, но именно оно во многом влияет на судьбу нации.

Маленького Захара принесли всего час назад. Этот тот случай, когда маму нужно уговаривать хоть на секунду отлучиться от сына. Встреча Наталье казалась почти невозможной, да и была невозможна ещё несколько лет назад. У мамы – тяжёлая форма тромбофилии (закупорка сосудов). Диагноз с беременностью несовместимый – тромбы точно так же образуются в плаценте, и у ребёнка в любой момент может остановиться сердце.

Как «вести» таких мам вплоть до родов – сегодня у белорусских врачей огромный опыт. Количество различных патологий при беременности невозможно посчитать. Но уровень младенческой смертности в стране – один из самых низких в Европе – говорит сам за себя. Акушеры-гинекологи могут справиться практически со всем.

Случай Анны Берлиной и вовсе из разряда уникальных: на 27-й неделе беременности у неё внезапно отошли воды, сейчас будущая мама проходит сложную систему сохранения, но даёт интервью с хорошим настроением. Как и все вокруг, она уверена: всё будет хорошо!

Сегодня эти мамы – пациентки РНПЦ Мать и дитя. Здесь, конечно, борются с самыми сложными случаями, и вложенные средства в оборудование и обучение врачей окупаются с лихвой. Отсюда тысячи женщин «уносят» свою «маленькую мечту», на языке статистики это и называется «бэби-бум». Новые цифры рождаемости для Беларуси – рекорд, но с вполне просматриваемой закономерностью.

Инна Медведева, председатель Национального статистического комитета Беларуси: «Положительная динамика начинается с 1993 года. По уровню рождаемости приближаемся к Австрии или Берлину».

Если посмотреть динамику за последние пять лет, то она «приятно положительная»: успешных родов прибавлялось приблизительно на полторы тысячи каждый год. Это при том, что белорусы постепенно перенимают практику «европейских» поздних браков. А значит, и довольно поздних по советским меркам родов: большинство первенцев у белорусок появляются, когда маме – 28. Социологи утверждают, что это связано не только с желанием сначала построить карьеру и наладить быт, но и со страхом неизвестного – справлюсь ли я с ребёнком?

Сейчас основной вклад в демографические рывки делают женщины, которые приняли решение рожать второго и третьего ребёнка. В этом году 57% всех новорождённых в стране – чьи-то братики и сестрички! И именно эта тенденция ломает стереотипы о том, что Беларусь – страна одного ребёнка. Несколько лет назад большинство семей принимали для себя именно такое решение.

Три года декрета, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, выплаты при рождении малыша, с недавнего времени «семейный капитал». И это только часть поддержки мам в Беларуси. И если вокруг суммы пособия – чуть больше двухсот рублей в месяц – периодически возникают споры, то бонусы от государства почти в 2000 рублей при рождении ребёнка и автоматический счёт материнского капитала в 20 тысяч рублей для многодетных – сложно назвать маленькими. Как и декретный отпуск. Для сравнения: американки имеют право на 12 недель дома с малышом без оплаты. В Китае оплачиваются всего 3,5 месяца маминого декрета, но срок может быть сокращён. Основная разница – зависит мама от конкретного работодателя, который оплачивает ей декретные, или от общих государственных правил.

Марина Артеменко, заместитель начальника отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты: «У нас 11 видов социальных пособий, высокие единовременные выплаты. И это находит позитивный отклик в обществе. Несмотря на то, что у нас количество потенциальных мам сокращается – уровень рождаемости растёт. Даже третьих детей в общем количестве 17,6%».

Легко ли решиться на третьего малыша? Ответ, смеются мамы, надо искать там, где в семье их пятеро. В ежедневнике мамы Юлии Горской почти нет свободного места.

Старшей дочери Марине – 17, самому маленькому – Захару – всего год. Когда он родился, уже жили в своем доме – построили с господдержкой как альтернатива льготной квартире. По словам мамы со стажем, если говорить о быте, сегодня «решиться» на большую семью несложно.

Юлия Горская, многодетная мама: «Наш Президент, он небезразлично, я считаю, относится к многодетным семьям. И это стимул для молодых пар: то, что поддержка от государства всё равно есть. Это весело, это здорово, когда просыпаешься, а тебя эти ручонки обнимают или просто буську дают! Это счастье, которое словами не передашь!».

Подписывайтесь на нас в Telegram