​Больше, чем настоящее

Революционными достижения белорусского машиностроения, наверное, не назовешь, но цифры не могут не радовать.

Революционными достижения белорусского машиностроения, наверное, не назовешь, но цифры не могут не радовать.

Современное отечественное машиностроение – это 265 крупных и средних предприятия, на которых трудятся 185 тысяч человек. Наши машины сейчас поставляются в 126 стран мира, невзирая на удалённость. Согласно статистике, с начала этого года каждый день в стране производится почти 109 тракторов, более 42 уборочных машин, 15 грузовиков, пять самосвалов для бездорожья и более двух карьерных самосвалов. 

Но почивать на лаврах наши машиностроители не собираются. И даже при освоении новых рынков, помнят о традиционных. На уходящей неделе в Кемерове были презентованы социальные бренды Белорусского автомобильного завода.

Команда знатоков Кузбасского технического университета готовится к финалу чемпионата по решению машиностроительных кейсов. Соревнование похоже на обычную предметную олимпиаду, но с практическим уклоном.

Авторы задачи – специалисты Белорусского автомобильного завода. Финал интеллектуальных игр пройдёт в Жодино, куда приедут лучшие студенты из Кемерова, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Интерес БелАЗа: к идеям (некоторые решения можно взять на вооружение) и кадрам (самородкам готовы и работу предложить). Кстати, у студентов из Кузбасса весомое преимущество перед сверстниками: интеллект подкрепляет крепкая материальная база. На неделе жодинский завод подарил университету две современные аудитории: в первой можно досконально изучить гидравлику. Доказать закон Бернулли (для технарей – это университетская классика) или разобраться с гидравлической системой самосвала (на примере того же БелАЗа).

Во второй подаренной аудитории пропишутся будущие операторы карьерной техники. Многим скоро за руль настоящих Белазов. Но уже в студенчестве можно будет привыкнуть к его кабине – внутри абсолютное сходство с реальной машиной: от педалей газа и коробки передач до кнопок и переключателей приборной панели. Ну и, конечно, звук мотора в тысячу лошадиных сил, как у белорусского гиганта.

У Александра Зайцева стаж вождения всего один день, но, говорит, есть первые успехи.

Александр Зайцев, студент Кузбасского государственного технического университета (г. Кемерово): «Установка реагирует на все действия, на все движения, на рельеф. Ты должен быть готов к этому. Это будет хороший опыт для студентов».

У динамического тренажёра БелАЗ (а он стоит наравне с люксовым автомобилем – 100 тысяч долларов) несколько режимов работы: от «просто проехаться» до уровня ассов, которым по силам одолеть самый крутой серпантин.

Дмитрий Стенин, директор института информационных технологий Кузбасского государственного технического университета (г. Кемерово): «Внештатные ситуации: повышение температуры охлаждающей жидкости, утечка топлива, возгорание двигателя, отказ рулевого управления, динамического тормоза и так далее».

Такие открытия – особое событие для университета и города. Заместитель губернатора не удержался и протестировал новинку, даже успел попасть в аварию.

В дополнение пришлось ещё реагировать на возгорание двигателя. Было жарко.

В университете рассчитывают, что это лишь первый шаг в сотрудничестве с БелаАЗом: в планах отправлять перспективных студентов на стажировку в Жодино, внести в учебные материалы данные о технических новинках новых машин.

Машиностроители в целом пересмотрели стратегию и даже философию работы в Западной Сибири. «Продажи, ремонт, сервис» – этой классической триады завоевания и удержания рынков машиностроительному флагману недостаточно. Бренд БелАЗ должен быть узнаваем не только в профессиональной среде промышленников, горняков и химиков. В идеале каждый житель региона с детства должен знать, что может опереться на БелАЗ.

Чтобы понять, где мы находимся, достаточно сказать название города – Тайга. Это сердце Западной Сибири. В 100 километрах отсюда (по местным меркам совсем рядом) находится Кемерово (столица Кузбасса). Но и жители этого города могут сказать, что БелАЗ знают, ведь у них есть такая фирменная спортивная площадка возле дома.

Фитнес на свежем воздухе в Тайге, где девять месяцев морозы. Нонсенс? Нет – у сибиряков особые отношения с холодом. Поэтому и спортплощадка стала центром притяжения детворы. 

Но почему для старта брендовых социальных проектов БелАЗ выбрал именно Кузбасс, который находится за 4,5 тысячи километров от Беларуси? Ответ, очевидно, под землей. Сначала угольный бассейн раскрыла природа – река обнажила залежи, а молния их подожгла. Затем пылающие недра обнаружил в 1721 году исследователь Михайло Волков.

Каменный уголь не разрабатывали почти 200 лет, промышленность тогда работала на древесном топливе. Но события 20 века – индустриализация 1930-х и Великая Отечественная, когда советские предприятия эвакуировали в Сибирь, превратили регион в крупнейший в мире центр химии и горного дела. Сегодня на пылающей или Красной горе расположен краевой музей, посетителей которого первым встречает именно БелАЗ.

Зинора Волкова, заместитель директора музея «Красная горка»: «Колесо висит в воздухе. Когда его задеваешь, оно начинает вращаться. И многие пугаются, что толкнули самосвал сами».

Заметно, чтоотношение кемеровчан к Белазам трепетное и даже, можно сказать, нежное (настолько, насколько это понятие вообще применимо к сибирякам). Например, один из отслуживших своё самосвалов переоборудовали для борьбы с огнём. Теперь это самая большая в России пожарная машина.

Сегодня на Россию приходится 69 процентов экспорта белорусских самосвалов. И половина из них работает в Кузбассе. А общий парк машин насчитывает больше трёх тысяч тяжеловесов. Неудивительно, что и новинка жодинского завода – самый большой в мире самосвал 450-тонник также прописался на разрезах Кузбасса, которые одновременно являются и испытательным полигоном.

Ещё одно событие недели – ввод в работу юбилейного 200-го шасси самосвала БелАЗ-75581. Эта модель 90-тонника, возможно, скоро станет классикой, пока же у неё инновационный статус. В этом сегменте все производители традиционно использовали гидромеханическую трансмиссию, белорусские конструкторы первыми перешли на электромеханику, где меньше узлов. В итоге при сохранении характеристик машину проще эксплуатировать и обслуживать, да и риск поломок ниже.

Сергей Лесин, заместитель генерального директора Белорусского автомобильного завода: «Первый самосвал введен в сентябре 2013 года. Пробег 400 тысяч километров. Ни один из узлов не подвергался ремонту. Эксплуатируются они как в условиях Крайнего Севера, в Якутии, так и в песках Узбекистана и в тропическом климате Вьетнама».

Бизнесмен Евгений Тырышкин – один из тех, кто голосовал за технологию деньгами. Его компания была первым покупателем новинки, ей принадлежит и юбилейный экземпляр.

Кузбасс часто называют энергетическим оплотом России, но его движущей силой по праву считаются белорусские гиганты. Впрочем, присутствие БелАЗа в регионе шире и глубже даже самых больших угольных карьеров.

Белорусы и россияне (когда-то граждане одной страны) вместе осваивали новые земли, искали полезные ископаемые на одной шестой части суши (у нас богатство –калий, здесь – уголь), запускали производства, отстраивали города. И сегодня такая практика взаимовыручки по-прежнему актуальна. И это больше, чем просто бизнес, хотя и выгода присутствует. Ведь стремление помогать и поддерживать друг друга у двух народов закреплено уже в генетической памяти. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Злобин
География:
Россия