О Форуме регионов слышали даже в небольшой сибирской деревушке Тургеневка. Это почти в шести тысячах километров от нас. Но дело не в том, что местные сельчане как-то особенно интересуется экономикой или политикой – практически у каждого в этой деревне белорусские корни. Больше 100 лет назад Тургеневку в глухой тайге недалеко от Байкала основали переселенцы с Полесья, теперь там живут их внуки и правнуки. А такие связи не рвутся никогда.
Сказ об этой деревне с литературным названием Тургеневка вполне можно писать сразу на двух языках. Переселенцев из Беларуси сюда занесло ветром столыпинской реформы. Причём население будущего посёлка увеличивалось прямо в дороге. Пока годами ехали, на телегах рождались дети!
Настенька – примерно прапраправнучка первых жителей. Её мама рассказывает, что в семье давно всё переплелось в сложный генеалогический узор. Её родители – белорус и украинка, которая в местном ансамбле поёт нашу «Купалiнку». Только ДК давно не вмещает весь цвет тургеневской интеллигенции.
Были бы в Сибири агрогородки, то в Тургеневке однозначно светили бы звёзды сельского рейтинга! Здесь есть и новенькая школа, и даже парикмахер с массажистом, а детский сад и вовсе первый в районе с горячей и холодной водой. Для этих краёв – роскошь! Деревня не просто пережила, а живёт после развала колхоза.
Виктор Синкевич, глава муниципального образования «Тургеневка»: «У нас в деревне нет практически ни одного пустующего дома, нет пустующих земель. Ситуация, когда люди приходят и говорят, что хотят остаться в Тургеневке – это постоянная ситуация!»
Коренной житель с белорусскими корнями. Виктора дедушка маленьким привёз в Тургеневку из-под Гродно. На своей малой родине впоследствии ни разу и не был. Но сельский голова старается, чтобы о нашей стране напоминали не только фамилии переселенцев. Трактор «Беларус» есть, а вот алкоголизма – нет! Побороли по-сибирски.
Жена Виктора Тюшкевича преподает белорусский в местной школе. Но сам он уверяет, что, кроме «хаты», ни слова не знает на нашей «мове». Но нужно было лишь копнуть глубже.
Она шутит, что замужем за Беларусью. Создав семью, сибирячка Маргарита полюбила песни и кухню. Рассказывает о костюме, чтобы не заметили, насколько могут заколдовать белорусские «прысмакi».
В списке первых переселенцев (их имена мы нашли в деревенском музее) и дедушка Лидии Макаревич. За свои почти 90 она фактически ни разу не выбиралась из родного села. Но отражение генов не искривишь зеркалом времени.
Зато соседи бабы Лиды о нашей стране могут рассказать хоть всей деревне. Правда, сначала сложно поверить: ну как две сестры из села в шести тысячах километров от Минска могли не то, что познакомиться, а выйти замуж за белорусов?
Для родителей девушек было важно, что зятья из многодетных семей – у самих восемь. А вот внука, родившегося у одной из дочерей в Беларуси, Александр и Любовь пока не видели. А потому очень ждали этого репортажа.
Давиду почти четыре месяца! И он пока не знает, каким далёким оказался путь к счастью его мамы. Счастью в большой, любящей семье!
Одна из любимых семейных историй – как сибирский тесть для проверки отправил будущего зятя в тайгу. На четыре дня. Зимой в минус сорок. Но сам Даниил вспоминает другое: о том, что для сибирской девушки с белорусским именем Алеся в Беларуси было самым удивительным на вкус!
Летом они обязательно поедут к родителям Алеси и наверняка расскажут о нашем Байкале и первых шагах то ли сибирского белоруса, то ли белорусского сибиряка!
Вот так закольцевалась история деревни, которую основали переселенцы с Полесья и Гродненской губернии! История и настоящего времени. Которую можно пересказывать с разном акцентом, но с единым, понятным всем смыслом!
Подписывайтесь на нас в Telegram