О социальной ответственности бизнеса сказано немало. И дело не только в создании новых рабочих мест, но и улучшении экономической работы региона, в который этот бизнес приходит. А иногда новые технологии заставляют двигаться вперёд целые отрасли.
В четверг в Фаниполе – это городок под Минском – официально открылся завод «Штадлер». На торжествах побывал Президент. Но разговор на производстве состоялся, скорее, проблемный.
Тише едешь – дальше будешь. К швейцарской компании «Штадлер» эта русская поговорка не относится. Один из немногих иностранных инвесторов, который, едва ступив на белорусский рынок, уже презентует товар – двухэтажные локомотивы нового поколения – это первый заказ завода «Штадлер Минск» и визитная карточка предприятия. Качество поезда в четверг оценил Президент на торжественном открытии завода в Фаниполе.
Двухэтажные комфортабельные поезда соединят вокзалы с аэропортами в Москве и далеко за её пределами. Интересы инвестора простираются на страны СНГ и Евразийский союз. Именно выход на новые рынки и льготные условия свободной экономической зоны под Минском стали основными факторами, привлекшими швейцарцев в Беларусь.
Петер Шпулер, глава компании «Штадлер Рейл Групп»: «Нам выдался уникальный шанс завоевать рынок ширококолейной железной дороги. А узнав, что Беларусь будет в Таможенном союзе, в котором при открытии производств с иностранным капиталом предусмотрено 50% локализации, мы поняли, что приняли правильное решения – инвестировать сюда. Мы смогли из Западной Европы привезти сюда современные технологии, запустить в кратчайшие сроки завод и производить здесь высококачественные поезда».
История сотрудничества началась в марте 2010 года, когда Белорусская железная дорога закупила 10 электричек «Штадлер». Ещё шесть поездов «новейшего поколения» вскоре вышли на городские, региональные и межрегиональные линии. Из Минска до Бреста теперь можно добраться за 3 часа и 15 минут – это даже быстрее, чем на автомобиле. Комфорт и удобство локомотивов за три года их эксплуатации оценили более 6 миллионов пассажиров.
Справка
Март 2010 года – подписан контракт с компанией Stadler на закупку 10 современных электропоездов.
Февраль 2011 года – доставка в Беларусь первого поезда «Городских линий» на автомобильных трейлерах.
Сентябрь 2011 года – Белорусская железная дорога открыла регулярное движение электропоездов «Городских линий».
Ноябрь 2011 года – открыто движение поездов «Региональных линий бизнес-класса».
Декабрь 2012 года – подписан контракт с компанией Stadler на поставку ещё шести электропоездов в пятивагонном исполнении.
Июнь 2014 года – впервые швейцарские электропоезда стали работать на «Межрегиональных линиях бизнес-класса». Поезд Брест – Минск следует без остановок за 3 часа 15 минут.
Первый в СНГ завод по выпуску скоростных поездов построили в Фаниполе за полтора года. Сейчас здесь собирают до 20 поездов в месяц, через два года намерены в 6 раз больше.
Петер Шпуллер, глава компании «Штадлер Рейл Групп»: «Для нас важно расширять линейку – и для загрузки самого производства, и для создания новых рабочих мест, как обещали. Начали с выпуска скоростных поездов для железной дороги, в будущем собираемся приступить к сборке вагонов для метро. За собственные средства разработали новый прототип трамвая».
Белоснежный трамвай под брендом «Метелица», собранный в Фаниполе, отправят в Россию. Первый образец на испытания передали Москве.
Евгений Михайлов, генеральный директор «Мосгортранса»: «Это замечательно, что подобная техника стала производиться в СНГ, и сигнал для других производителей – переходить к самым современным технологиям».
Сейчас доля импортных комплектующих на «Штадлер-Минск» доходит до 70%, а то и до 100%. Но это, уверяют, на первых порах. Когда завод выйдет на полную мощность и потребуются узлы, детали и многое другое, тогда и пригодятся услуги местных поставщиков.
Сергей Чалый, экономист: «Это нормальный трансфер технологий. Это не отвёрточное производство. Оно станет отечественным с иностранным акционером. Рано или поздно такие инвесторы либо находят здесь производителей комплектующих, или приводят их за собой.
Главное, что приносит инвестор, – это технологии производства, технологии менеджмента, организация рабочего места и технологии конечного продукта. То есть принципы, которые работают у них, будут внесены. Это даст плоды – повышение производительности труда».
Инвестиционный климат в Беларуси сегодня довольно благоприятный. По лёгкости ведения бизнеса в рейтинге Doing Business страна на 59 месте. Но всегда ли это работает? Страхуясь от бюрократов и волокитчиков, крупный инвестор, прежде всего, начинает разговор в правительственных кабинетах по поводу специальных, облегчающих его работу решений. Прикрылся президентским указом – и вперёд, на амбразуру…
И тем не менее, бизнес-климат должен быть благоприятным. В Беларуси создано шесть свободных экономических зон во всех областях страны: «Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Минск» и «Могилёв». Предприятия, работающие в этих зонах, практически освобождаются от всех налоговых выплат в течение семи лет. Да и в дальнейшем имеют большие преференции. Есть преимущества для тех, кто работает в малых населённых пунктах и сельской местности.
Андрей Конюшко, первый заместитель председателя комитета экономики Гомельского облисполкома: «Мы рады любому адекватному инвестору в любой отрасли. У нас на данный момент, если брать иностранные инвестиции, работает капитал из 46 стран, и работает во всех отраслях промышленности – от перерабатывающей и заканчивая добывающей промышленностью. В любой отрасли, где производится реальный продукт, где работает реальное производство, а не купи-продай».
Однако подписание соглашения и открытие производства – это всегда лишь вершина айсберга. Многие бизнесмены недоумевают по поводу проблем, с которыми сталкиваются довольно часто. Местные исполкомы по-своему понимают особенности партнёрства. То требуют определённые цифры по рентабельности, то пытаются объявить выговор за невыполнение тех или иных показателей».
В следующем году будет 10 лет, как в Беларусь пришла довольно крупная компания, которая занимается переработкой пластмасс. Свои производства есть в семи странах. В недавнем рейтинге «Форбс» она вошла в число 200 крупнейших частных структур России. И в этом году самым успешным подразделением компания назвала белорусский завод в Толочинском районе. Сюда вложено более 17 миллионов долларов. На месте старых цехов давно построены современные. С новым инвестором пришли и новейшие технологии. Появились новые рабочие места. Предприятие, по сути, стало градообразующим, формируя 40% районного бюджета.
Александр Чуркин, генеральный директор Кохановского трубного завода: «Последние восемь лет каждый год осваиваем новый вид продукции, в этом году были фитинги, в следующем году мы освоим, я надеюсь, литьё спирально литой трубы, эта труба габаритная, это труба уникальная, диаметром до 2,4 метра».
Казалось бы, что ещё надо районным властям? Не мешать инвесторам да искать новых. Но исполком бдительно следит, чтобы частник не выпадал из показателей. Если доводили 20% роста производства, а прибавка только 8% – готовься к выговору. В то же время, по информации директора, решения о выделении земли для расширения производства завод ждёт уже три года.
Александр Чуркин, генеральный директор Кохановского трубного завода: «Почему-то по непонятным мне причинам мы не можем найти решения простейшей, на мой взгляд, проблемы, с нашим забором граничит территория обанкротившегося предприятия, и мы хотим её взять в аренду, для того чтобы расшириться, потому что мы исчерпали возможности расширения».
После таких историй становится понятным, почему крупные бизнесмены, проведя несколько бесед с коллегами, которые уже работают в Беларуси, пытаются идти напрямую к Президенту, чтобы получить своеобразную «охранную» грамоту от некоторых чиновников. Вот и получается своеобразный «белорусский» путь инвестора.
А вот в Фаниполе всем рады. Этот городок под Минском как магнит притягивает к себе иностранных инвесторов. И доминирует здесь частный бизнес. Это и дочерние фирмы столичных предпринимателей, и представительства корпораций с мировым именем. Есть даже актив Роджера Пенске (гонщика и бизнесмена, владельца компании по продаже автомобилей Chevrolet) – единственного американца-миллиардера из списка Forbes, инвестирующего в Беларусь. По словам экспертов, концентрация бизнеса на душу населения в Фаниполе – максимальная по стране. И сейчас он по праву бизнес-спутник столицы.
Наряду с успехами завода в Фаниполе, столичное предприятие Белкоммунмаш переживает непростые времена. Два года назад «Штадлер» и «Белкоммунмаш» организовали совместное предприятие. Контрольный пакет акций у швейцарской стороны. Позже, выкупив и долю государства, «Штадлер-Минск» в Фаниполе стал отдельным иностранным предприятием с головным офисом в Минске на территории «Беллкоммунмаша».
От бывшего партнёра новичку достались производственные площади, административное здание и часть конструкторской документации. В итоге с середины года «Белкоммунмаш» перестал заключать договора на поставку некоторых моделей троллейбусов и трамваев в Россию и другие страны.
На новый завод «Штадлер-Минск» перешёл бывший гендиректор «Белкоммунмаша» и треть сотрудников. Это нормально. Когда наёмные работники ищут, где лучше: средняя зарплата на «Штадлер-Минск» – 12 миллионов, а на «Белкоммунмаше» – 7 миллионов. Но, по словам Президента, нынешняя ситуация не должна сказываться на работе отечественного производителя городского электротранспорта и его коллективе.
Предприятие «Белкоммунмаш», созданное ещё 40 лет назад, специализируется на выпуске троллейбусов и трамваев. За последние годы завод полностью закрыл потребности белорусского рынка в такой технике и продает её за рубеж – в Украину, Молдову, Сербию. И в Россию. Это основной рынок. К примеру, в Курской области, с которой предприятие сотрудничает пять лет, половина троллейбусов – белорусские.
Виталий Наумов, генеральный директор «Курскэлектротранс»: «Троллейбусы зарекомендовали себя, пассажиры на остановках специально пропускают свои, ждут белорусские, ходят без задержек, водители выстраиваются в очередь на них работать».
Несмотря на открытие завода «Штадлер-Минск», который презентовал уже свой бесспорно комфортный и современный трамвай, на «Белкоммунмаше» говорят – меньше заказов пока не стало. Есть контракты на будущий год. Тем не менее, «Белкоммунмаш» меняет свою программу стратегического развития, сместив акценты на производство дорожно-строительной, коммунальной и другой спецтехники. Это вынужденная мера. Ведь права на часть конструкторских документов теперь принадлежат «Штадлер-Минск». А швейцарцы заинтересованы производить «Метелицу».
Президент поручил правительству, Миноблисполкому и городским властям, а также руководству завода «Штадлер-Минск» в кратчайшие сроки создать на «Белкоммунмаше» современное высокотехнологичное производство. И, как заверили швейцарские инвесторы, они заинтересованы в развитии белорусского предприятия. Ведь оно могло бы производить комплектующие по новым технологиям. Кроме того, со своей стороны Петер Шпуллер готов помочь другим западным компаниям выйти на белорусский рынок и рынок Евразийского союза. Главное, чтобы экономическим санкциям бизнесмены предпочитали взаимовыгодное сотрудничество.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram