Более 2,5 тыс. человек и 500 единиц техники продолжают ликвидировать последствия бури в Беларуси. На уборку поваленных деревьев и восстановление кровель домов уйдёт не один день.
Сергей и Татьяна Зуевы за несколько минут лишились дома, который строили несколько лет своими руками. Ветер сорвал не только металлическую кровлю и утеплитель со стен, но и полностью разрушил весь второй этаж. А балки и стропила разлетелись по округе, которая вечером погружается во тьму.
Многие дома в деревне Кулешовка до сих пор остаются без света. Энергетики рапортуют: все населённые пункты страны подключены к электричеству, но это не означает, что энергией обеспечили все жилые дома. Где-то на проводах до сих пор остаются деревья, множество обрывов.
Национальный диспетчерский пункт, по сути, мозг белорусской энергетики – именно сюда стекается вся оперативная информация. Работа здесь кипит и днём и ночью, но после удара стихии на круглосуточный режим перешли все ремонтные бригады как в пострадавших районах, так и в соседних, которые безотлагательно пришли на помощь.
Специалисты уверяют: пресловутый «Хавьер» в сравнении с нынешней безымянной стихией – беззубое дитя. Этот ураган крушил даже опоры высоковольтных линий. Всего за 20 минут силы природы оставили без света около 500 населённых пунктов.
Ликвидация последствий – крупнейшая в истории Беларуси. В оперативном штабе, который работает в центральном управлении МЧС, констатируют: на данный момент основная проблема – дома без крыш. Основные силы брошены в наиболее пострадавшие регионы – Витебскую и Минскую области, а также в столицу, где навести порядок обещали к исходу дня.
Сводки с полей в Министерстве сельского хозяйства напоминают фронтовые – там потеряли, там полегло. Новости не катастрофичные, но из радостного лишь цветные стикеры на карте пострадавших районов. Град проредил кукурузу, смерч положил рожь и пшеницу. Больше всего досталось Витебщине: там прибило к земле почти треть зерновых. В Минской области около 5%, но это самые урожайные районы – Минский, Смолевичский, Несвижский.
Лесничие пока только подсчитывают нанесённый непогодой ущерб. По всей стране ураган уничтожил 10 тысяч гектаров лесов. Мощные ели, из которых производят товарную древесину, ломало, как спички.
Искорёженный лес специалисты будут расчищать несколько месяцев, после чего всю поврежденную древесину разделят. Что-то станет качественным пиломатериалом, что-то сырьём для производства ДСП, остальное – дровами. При этом обвалов на рынке не будет: лесорубы уже прекратили плановые вырубки и будут поставлять только сортированный лес из повреждённых делянок.
В ликвидации последствий непогоды задействованы различные организации и ведомства. Военные разбирают завалы, пилят и вывозят упавшие деревья – только в Минске их насчитали около 4 тысяч. Многие участки дорог и стоянки уже расчищены. Во всех пострадавших от урагана населённых пунктах к 15 июля восстановлено электроснабжение. Остаются или отдельные дома, или дачи.
В какую сумму обошёлся ураган стране, пока не закончится ликвидация последствий, подсчитать сложно. Впрочем, и не до этого сейчас.
Насколько бы разрушительной ни была сила стихии, в этом нет аномалии – уверены учёные. Академик Логинов в теме столько лет, что может буквально на пальцах объяснить все капризы природы. Природа смерчей и шквалов, обрушившихся на Беларусь, схожа. Первопричина – тёплый влажный воздух, который поступает с юга. В нём интенсивно образуется конденсат. Выделяется энергия, которая позволяет развить скорость до 100 км/ч, как при крупном смерче. А дальше – вращение, перепады температуры и давления.
Если давление, скажем, в отдельно взятой комнате не успевает подстроиться под наружное происходит что-то вроде взрыва. То, что случилось несколько дней назад в Дзержинске. Крыши попросту выстреливали. А вот максимальная скорость при шквале – 25-30 м/с, и этого достаточно, чтобы сдвинуть «Боинг», как было в аэропорту. Стало ли погодного экстрима больше? По мнению учёных, это спорный вопрос.
Владимир Логинов, главный научный сотрудник Института природопользования, академик НАН Беларуси: «Однозначно сказать, что есть статистическая достоверность, что во время современного потепления климата повторяемость смерчей в Республике Беларусь возросла, я не могу».
В 1970-е годы тех же шквалов было больше. Другое дело, что зачастую цепляют они одни и те же районы. Есть разные теории, с чем это связано. Вплоть до разломов земной коры. Зоной шквалов считают юг Минской области – так называемое Предполесье.
Владимир Логинов, главный научный сотрудник Института природопользования, академик НАН Беларуси: «От Волковыска до Бобруйска – вот здесь их было больше. И было много в Витебской области этих шквалов. Но статистических данных ещё недостаточно для того, чтобы расчертить это всё. И даже через 20-30-40 и 100 лет никто вам чётко не ответит почему. Вероятностные закономерности в атмосферных процессах настолько велики, что мы всегда можем говорить: с вероятностью такой-то повторяемость здесь больше.
То есть академик уверяет: мы никогда не увидим прогноз погоды, в которой шквал или просто дождь предсказывался бы с вероятностью 100% – такова сама природа. Неустойчивая погода сохранится до конца недели. И пока в стране сохраняется предпоследний – оранжевый – уровень опасности, всем нужно быть начеку.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram