«Ближе к делу»: индустриальные дела ЕАЭС, экономика Китая, в чем КНР опережает Запад

Главные экономическое новости недели в рубрике «Ближе к делу» 

«Ближе к делу»: индустриальные дела ЕАЭС, экономика Китая, в чем КНР опережает Запад

Какие еще проекты – индустриальные и логистические – собирается реализовать Беларусь? Расскажет Наталья Тарасюк. Важные новости экономики и бизнеса. «Ближе к делу».  

Я, Наталья Тарасюк. Здравствуйте! Экономическая картина далее в деталях. 

КАК ИДУТ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ДЕЛА В ЕАЭС? 

25 проектов на сумму свыше $21 млрд. Так в Евразийском экономическом союзе идет импортозамещение. Заместить заграничное удалось в разных сферах: химия, металлургия, автомобилестроение, электротехника, медицина.

В ЕАЭС есть карта индустриализации. В ней порядка двухсот проектов на разной стадии. Суммарная оценка превышает $270 млрд. Хорошие результаты союзные страны показали по итогам года и в производстве сельхозпродукции. Показатель вырос без малого на 9,5%. 

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКАМ БЕЛАРУСЬ И ИРАН? 

На кооперации в транспортной сфере сфокусированы Беларусь и Иран. Страны намерены сделать так, чтобы выполнять международные автомобильные грузоперевозки можно было без разрешений. 

Практически готов документ, который установит такой порядок. Нюансы системы обсудили не только с Ираном, но и с другими странами, отметили в Минтрансе. Благодаря условиям логистические компании смогут эффективнее и выгоднее строить новые схемы перевозок. 

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЭКОНОМИКОЙ КИТАЯ? 

А вот Беларусь и Китай в этом году планируют завершить работу над созданием зоны свободной торговли и осуществления инвестиций. Из Пекина на неделе приходят ключевые новости о перспективах белорусско-китайских отношений. Более свободное движение товаров и капиталов, а также туристов – такой сценарий прогнозируют аналитики. 

В феврале рост производственной активности в Китае стал рекордным более чем за 10 лет, пишет Financial Тimes. Причина внимания западной прессы к делам Китая в опасениях по поводу дефицита сжиженного природного газа. 

С восстановлением экономики после пандемии Пекин будет выбирать все больше объемов газа с мирового рынка. Что тогда ждет Евросоюз? Ко мне присоединяется аналитик Игорь Юшков. Игорь, не всем ли хватит топлива? 

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (Россия): «Думаю, что действительно СПГ будет в дефиците, потому что, с одной стороны, мы не видим никаких новых объемов с новых проектов, т.е. ничего в эксплуатацию не сдается. Максимум, что появляется в 2023 году, – это восстанавливается после пожара, который был в 2022 году, завод Freeport в США. И в этих условиях получается, что объем предложений на рынке СПГ ограничен. Все ожидают, что Китай будет наращивать потребление энергии, а значит, оттягивает на себя на себя СПГ. И сейчас мы это видим. И в январе, и в феврале большая часть произведенных СПГ ушла на азиатские рынки, потому что там цена выше. Китай включился в эту конкуренцию, цена поднялась, его рынок стал более привлекательным и танкеры с СПГ уходят на азиатские рынки. Тот СПГ, который уходит сейчас на азиатский рынки, европейцы российским трубопроводным газом заменить не могут, поэтому им в течение 2023 года придется включиться в конкуренцию за СПГ с Азией, и в этом плане цена будет подниматься. Ну, и плюс мы не знаем, какие погодные факторы будут в 2023 году летом. Потому что предыдущим летом была засуха. Мало энергии давали гидроэлектростанции, атомные станции останавливались, поэтому что будет в этом году – неизвестно». 

В ЧЕМ КИТАЙ ОПЕРЕДИЛ ЗАПАДНЫЙ МИР? 

Китай опередил США. Так считают в Австралийском институте стратегической политики. Он отслеживал наиболее цитируемые научные работы, которые могут привести к регистрации патентов. В 37 из 44 важнейших и новых технологий Пекин лидирует.

Западные страны и Штаты проигрывают глобальную конкуренцию в оборонных, космических, био- и энергетических технологиях. Аналитики отмечают прорыв Китая в создании гиперзвуковых ракет. За последние 5 лет страна провела немало удачных исследовательских работ по передовым авиационным двигателям. У Китая есть все шансы стать монополистом в 10 областях. Среди них – электрические батареи, 5G и нанопроизводство, синтетическая биология. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Беларусь