«Бла-бла-бла» или реальные действия? Что осталось за кулисами экологического саммита в Глазго

Бесспорное преимущество союзных отношений – предсказуемая цена на то, что в некоторые моменты может оказаться слишком дорогим. Цена на газ. 128 долларов за российское голубое топливо платит Беларусь на входе в страну в этом году. Цифра сохранится и в следующем – об этом договорились главы государств. А вот быть столь дальновидными Европе не позволяют скачки цен на энергоносители. Нынешний кризис может продлиться как минимум до весны, что свою очередь неминуемо спровоцирует рост бедности. Как работает эта социальная схема дальше, объяснять излишне. 

Как минимум странно на этом фоне выглядит столь распиаренный мировой экологический саммит в Глазго. Мало того, что оказался он безрезультатным, так и вовсе для многих получился токсичным. Причем таким его сделали политики, играющие на мировой шахматной доске исключительно зелеными. 400 частных самолетов и сотни бронированных машин, на которых в Шотландию добирались гости экофорума, всего за пару дней выбросили в воздух столько же СО2, сколько 4000 британцев за весь год!  

И все это на фоне сотрясавших воздух громких заявлений. Британский премьер напомнил всем о часах Судного дня и всего какой-то минуте до апокалипсиса. Генсек ООН предостерег планету от массового вымирания. Что-то про горящую тундру говорил американский президент, пока 85 машин его кортежа портили местную атмосферу.

При этом Джо Байден, призывавший всех сократить выбросы, скромно умолчал, что его страна в этом году увеличила потребление угля на рекордные 20%. Токсичности экофоруму добавили и автомобили «Тесла», закупленные для делегации ООН. Нет, с машинами все в порядке. А вот из-за нехватки зарядных станций на помощь пришлось призвать генератор, работающий на… банальном мазуте. 

Комично выглядит саммит в Глазго на фоне опасений рядовых европейцев накануне зимы. Будет ли такое привычное тепло в квартирах доступно каждому? Ответ на этот вопрос есть теперь далеко не у всех. Вот так «зеленая» европейская мечта, ну или политика, которая ей прикрывается, на глазах разбивается о суровую реальность рынка. Почему нынче климат не по карману и как будет согреваться «старушка-Европа», рассуждает Руслан Поддубский.

Они падали на асфальт перед офисами компаний, которые финансируют проекты по ископаемому топливу, перекрывали дороги прямо у британского парламента, надевали костюмы обитателей океана, поливая всё вокруг кровью убитых животных, устраивали флешмобы, в которых пили нефть и сидели в клетках, расхаживали в костюмах политиков и даже привезли в Глазго 4-тонный кусок настоящего айсберга из Гренландии, который таял прямо на глазах. 

Как невозможно игнорировать и движение экоактивистов, заявляет главный символ «зелёных» протестов Грета Тунберг, которая с уличных трибун продолжает обвинять мировых лидеров в пустой болтовне, называя очередную встречу очередным провалом.   

Грета Тунберг, экологическая активистка: «У них уже было 26 саммитов. Позади десятилетия бла-бла-бла. И куда это нас привело? Более 50% всех наших выбросов CO2 произошло с 1990 года и около трети – с 2005 года». 

Conference of Parties – так называется ежегодная встреча на высшем уровне, где представители всех стран ООН обсуждают глобальные изменения климата. В этот раз делегатов со всего мира принимает столица Шотландии – Глазго. Именно 26-ю по счёту встречу называют главной за всю историю климатических саммитов, ведь на кону итоги Парижского климатического соглашения. 

Всему виной известный каждому школьнику парниковый эффект, который нагревает планету. Если ничего не менять, уверяют учёные, необратимыми изменения станут уже в 2030 году – и под угрозу будет поставлено выживание человечества. Отстающие страны упрекают развитые в том, что это они эксплуатировали землю, накапливали выбросы, богатели, а расплачиваться за общие беды должны теперь все вместе.  

Недоверие – это одна из двух главных причин, на которую списывают неудачи климатических соглашений, вторая – Соединённые Штаты Америки, которые подают совсем уж нехороший пример. С одной стороны, Джо Байден отменил решение Дональда Трампа и вернул Америку в Парижское соглашение, но с другой – так и не смог убедить промышленников активнее сокращать выбросы. Несмотря на призывы совсем отказаться от угольной энергетики, США в этом году сожгут на 20% угля больше, чем в прошлом, а значит, на целых 8% увеличат выброс парниковых газов на своей территории. Заставлять в такой ситуации остальных выполнять климатические нормы – задача крайне сложная. То, что в одно мгновенье встать на путь «зеленой» экономики невозможно, показал Евросоюз. 

ЕС продолжает лихорадить от сорвавшихся в пропасть цен на энергоносители. Подорожало всё: газ, уголь, нефть. Сбив волну поспешных обвинений в адрес России, аналитики пришли к выводу, что в основе энергетического кризиса ЕС – непросчитанный транзит к безуглеродной энергетике.

Спотовая сделка – это быстрый контракт с поставкой в течение двух суток. В условиях резкого спроса на энергоносители, который показали экономики Азии и самой Европы, именно такие бизнес-схемы стали определять нынешнюю стоимость энергии. Свои просчёты еврочиновники признавать не спешат, думают, как поддержать разоряющихся промышленников и экономящих на отоплении граждан, но отказываться от «зелёной» идеи пока не спешат.  

Но такой оптимизм разделяют не все члены ЕС. Одним из главных возмутителей спокойствия внутри союза становится Польша. Варшава, которая в своё время взяла на себя общеевропейские обязательства по развитию альтернативных источников, сегодня 70% энергии по-прежнему вырабатывает на угольных электростанциях, что делает её крупнейшим загрязнителем атмосферы в Евросоюзе. Несмотря на штрафы и судебные решения закрыть выработку угля, Польша на эти призывы не реагирует, более того, заявляет о развитии атомной энергетики и собирается в ближайшие годы построить шесть энергоблоков. При этом Варшава в открытую выражает недовольство тем, что вынуждена тратить огромные бюджетные средства на покупку экологических квот.   

В итоге представитель правящей польской партии заявил, что финалом всех противоречий Варшавы и Брюсселя может стать выход его страны из Евросоюза, чем спровоцировал настоящий скандал, который ещё ждёт своего развития. Впрочем, недовольство энергетическим диктатом выражает не только Польша. Франция, где 70% энергии вырабатывается в реакторах, активно выступает за признание атомной энергии «зелёной». Даже в Германии, которая является одним из лидеров ЕС в альтернативной энергетике, признали, что главным критерием прохождения нынешнего отопительного сезона станет тёплая зима и ветер в Северном море.  

Но сбои в привычных погодных процессах – это, по мнению учёных, и есть признаки глобального изменения климата, который не победить без отказа от углеродной энергии. Похоже на замкнутый круг. В этом смысле климатический саммит в Глазго, несмотря на отсутствие прорывных решений, за что его уже назвали провальным, всё равно продвинулся на пути к сокращению выбросов. По крайней мере, никто из больших политиков уже не спорит по поводу самого факта изменения климата. Дискуссия уже ведётся вокруг того, кто и сколько должен платить и в какие сроки.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский
Операторы:
Дмитрий Лац
География:
Шотландия