На Брилевском поле сегодня показали сражение, которое произошло в ноябре 1812 года при переправе армии Наполеона через Березину. Память о битве и погибших в ней не угасает стараниями историков и реконструкторов. Они из года в год возвращают к событиям, которые ещё называют эпохой «последней красивой войны». Андрей Александров перенесся на 205 лет назад и стал свидетелем юбилейных баталий.
Буквально через несколько минут он поведёт за собой более ста человек. Олег Соколов знает, как с точностью воспроизвести любое сражение. Он и есть основатель военно-исторической реконструкции «Березина».
На Брилевском поле собрались сотни людей из Беларуси, России, Франции, Польши и стран Балтии. Новичкам обычно отводят роль барабанщика или пехотинца, самые опытные надевают генеральскую форму и седлают лошадь.
Реконструкция действительно историческая, ведь столько кавалеристов в последний раз здесь видели разве что в 1812 году. 120 всадников вот-вот ринутся в атаку – это самое массовое сражение кавалерии, которое когда-либо разыгрывали на Березине. Кровь в жилах, признаются реконструкторы, стынет как перед настоящей битвой: никто не знает, как она закончится, ведь сценария нет.
Никакого плана: всё, что имеют враждующие стороны, – это оружие и человеческий ресурс. 400 человек. Солдаты пытаются занять удобные позиции, чтобы дать залп из пушек.
На одно орудие выделяют до 15 человек. Наибольшие потери врагу наносят именно из пушек: с 500 метров ядро разносит 40-сантиметровую кирпичную стену. Для сомкнутых рядов пехоты и конницы страшнее оружия не придумаешь.
Затем в атаку идут пехота и конница, но и в этом случае стороны обмениваются плотным огнём (уже из мушкетов), холодное оружие обнажали редко: солдатам проще было перестрелять друг друга, чем идти в штыки.
Итог войны 1812 года известен: 205 лет назад императорские войска окружили французские, чтобы окончательно их уничтожить, но Наполеону всё же удалось спасти остатки некогда Великой Армии. Потери огромные – 50 тысяч павших против восьми тысяч.
Сражение стало настолько знаковым, что во французском языке появилось новое слово – berezina, означающее крушение всех надежд. Такое же название и у реконструкции, но теперь «Березина» скорее дарит надежду, что когда-нибудь военную форму будут надевать, лишь чтобы почтить память погибших.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram