​Безопасности ради

Активизация предпринимательской или любой другой инициативы вряд ли возможна без ощущения стабильности. Что необходимо делать, чтобы белорусские граждане чувствовали себя защищёнными? Об этом шла речь на заседании Совета Безопасности на уходящей неделе.

Активизация предпринимательской или любой другой инициативы вряд ли возможна без ощущения стабильности. Что необходимо делать, чтобы белорусские граждане чувствовали себя защищёнными? Об этом шла речь на заседании Совета Безопасности на уходящей неделе.

Александр Лукашенко особо подчеркнул, что в обеспечении национальной безопасности важно видеть и решать реальные проблемы. По мнению Главы государства, Беларусь осталась единственным безопасным коридором между Западом и Востоком для передвижения людей, грузов и капиталов. Необходимо принимать все меры, чтобы эта ситуация не ухудшилась. А ещё обратить особое внимание на бытовое насилие и пьянство за рулём.

Март 2014, Речица, одна из самых резонансных аварий в истории Беларуси. Машина на огромной скорости протаранила автобусную остановку. В салоне – початые бутылки со спиртным, в организме водителя – около промилле алкоголя. Итог – две смерти абсолютно случайных людей и десять лет тюрьмы для убийцы.

Ещё два человека тогда получили тяжёлые травмы. Один из них, Михаил, спустя четыре года так и не вспомнил момент того удара. Боль почувствовал уже на операционном столе. Руку спасти не удалось. Мечта стать механиком не сбылась – сломанная жизнь, инвалидность и работа охранником.

Прошло почти два года, но сёстры-близняшки Инна и Нина в себя так и не пришли. На могиле их мамы всегда свежие цветы. Ей было 62 года. Но 3 апреля 2016 года пешеходный переход разделил жизнь счастливой семьи на «до» и «после».

Галина Халькова с подругой шла домой из театра. Но пройти по «зебре» на зелёный не удалось. BMW на большой скорости сбивает женщин, основной удар приходится именно на Галину. Это жуткое видео сёстры никогда не видели и не хотят смотреть. Ведь водитель, сбив людей, не останавливается, а ещё сильнее жмёт на педаль. Их мама скончалась на месте. 19-тилетний пьяный водитель BMW с мертвецки пьяными пассажирами катались после отдыха на природе.

Таких трагедий, как в семье Хальковых, в прошлом году в Беларуси было 83. 83 смерти, а ведь ещё сотни сломанных жизней отцов и матерей, супругов и детей. Травмы, как у Михаила, получили 374 человека, многие из них сейчас инвалиды, некоторые – в коме.К пьяным водителям-убийцам в нашем обществе отношение категоричное – они виновны. Уголовный кодекс ещё и мягок: до семи лет – за лишение жизни одного человека, до десяти, если жертв две и более. А вот к мерам превентивным отношение двоякое.

На неделе Совет Безопасности с участием Президента обсуждал эту тему. Четыре года назад наказание за нетрезвое вождение серьёзно ужесточили: за повторное – конфискация автомобиля, лишение прав на пять лет или даже исправительные работы. В 2014 такие меры (мол, за сто грамм, пусть и второй раз, забирать машину?) кто-то счёл чрезмерно жёсткими. Но у Александра Лукашенко иная позиция.

У такого жёсткого подхода наверняка есть сторонники и противники. Вообще всё, что касается преступления и наказания – это всегда правда двух сторон: случайного убийцы и случайной жертвы. Были и в этом зале те, кто считал, что не нужно забирать автомобиль за бутылку пива, если водитель даже из машины выйти не может – конфискация. И среди граждан наверняка есть те, кому бокал вина и правда не мешает за рулём. Но! В Беларуси защита человеческой жизни возведена в абсолют. И профилактика даже случайных убийств должна быть жёсткой. По-другому это не работает.

Спайсы в белорусскую жизнь вошли, как у Маяковского, «резко, как нате». Это был всплеск смертности, нужно было что-то делать тоже резко. Закон мгновенно ужесточили: за сбыт – до 15 лет (любой дозы, даже одной марки, даже если дал попробовать спайс другу, даже если не купил, а нашёл). За сделку, повлекшую смерть – до 25 лет. Плюс с 14 лет уголовная ответственность по 328 статье (незаконный оборот наркотиков, психотропов и аналогов). Волна спайсовых смертей была остановлена. Это одна правда. Правда другая – в белорусских тюрьмах сегодня много молодых ребят. Сидеть им за одну (часто первую) ошибку очень долго.

И вроде понять их семьи тоже можно: ребята эти всё же потенциальные убийцы, но сроки – колоссальные. И всё больше разговоров о том, что это было чрезмерно жёстко. А может закон сегодня уже можно пересмотреть.Но, да простят меня родители этих ребят, но их дети, совершившие глупость, сели для того, чтобы другие дети других родителей (и их гораздо больше) остались живы.

Как найти золотую середину между защитой жизни от пьяных водителей и продавцов наркотиков и сохранением нормальной жизни для тех, кто ошибся, но готов исправится? Именно это и обсуждали на Совете Безопасности.По наркотикам, например, Александр Лукашенко очертил ещё один вопрос: Не работает ли МВД исключительно «по низам»?

И вообще, а почему эти проблемы обсуждают в таком составе? Регулярные заседания Совета Безопасности – новая и максимально эффективная форма принятия решений. В начале месяца говорили об угрозах внешних, на неделе – об угрозах внутренних.Взять, к примеру, домашнее насилие и убийства – это ещё одна тема Совбеза. Доля бытовых преступлений большая в любой стране, такая уж человеческая природа: выпить, ударить ножом и на завтра не вспомнить, избить в приступе ярости. А вот как предотвратить то, что за закрытыми дверями квартир? Для этого и нужен такой широкий состав.

И в составе Совбеза не зря не только генералы, но и гражданские представители правительства. Шумят соседи? Люди вызывают милицию, милиция собирает данные и передаёт их в администрации районов, те – в ЖКХ. В цепочку важных ролевиков можно добавить и представителей экономического блока, ведь пьют и бьют чаще всего маргиналы, без работы или без зарплаты. Поодиночке ведомства эту проблему не решат. По бытовухе в Минске, к примеру, уже принято решение – подключится Прокуратура.

Сейчас члены Совбеза как раз и думают над тем, как по этим темам найти золотую середину, взвешивая «за» и «против». И здесь наверняка тоже две правды: министры больше за либерализацию, генералы за то, чтобы как минимум не снижать давление на потенциальных убийц. Меры по защите жизни будут жёсткими. Может быть, появятся новые недовольные, у которых забрали машину из-за наличия алкоголя в крови. Наверное, останутся слёзы матерей из-за подростков, попавших в тюрьму по собственной глупости. А некоторые дети будут скучать по отцу, которого на год забрали в ЛТП за пьяные дебоши. Этих людей будет тоже жалко. Но смертей станет меньше. По-другому это не работает.

Подписывайтесь на нас в Telegram