Безопасность, санкции, цены на газ. Темы и итоги встречи Лукашенко и Путина в Санкт-Петербурге

Безопасность, санкции, цены на газ. Темы и итоги встречи Лукашенко и Путина в Санкт-Петербурге

Одна из тем переговоров Александра Лукашенко с Владимиром Путиным, которые прошли во вторник на берегу Финского залива, – безопасность. Вокруг этой плановой встречи не обошлось без конспирологических теорий. Мол, четвертая – с начала года, да и в графике не было. Хотя была – о ней Президенты договорились еще по телефону в начале июля. Но суть не в этом. Прочность союзного щита (а Беларусь, равно как и Россия, столкнулась с беспрецедентным внешним давлением) зависит, в первую очередь, от решений на высшем уровне. Многие из которых требуют оперативного обсуждения и принятия, будь то экономика, противодействие санкциям или безопасность – НАТО продолжает наращивать контингент у наших границ.  Так что, как бы ни хотелось коллективному Западу оттолкнуть Беларусь от России, получается с точностью наоборот. Каждый выпад в сторону Минска и Москвы лишь сближает союзников. И этот сигнал (тем, кто еще не понял) – Лукашенко и Путин подали еще до начала протокольной части переговоров.


Никто и ни с кем не встречается чаще. За полгода – четвертый раз. Вылететь к Владимиру Путину Александр Лукашенко может с малой родины и в льняной рубахе, как бы намекая – свои ведь люди. И как-то даже удивительно, сколько переполоха смогла наделать встреча без анонса. 

Даже эту невинную фразу (российские преимущественно) журналисты воспримут как политическую. Но иногда погода – это просто погода. 

Впрочем, в любой – даже самой скудной по наполнению встрече – можно разглядеть сигналы, как сейчас принято говорить. В современной политике все кому-то что-то посылают. Президенты встали не под теми флагами? Хм, чтобы это значило?! И никто из телеграм-аналитиков будто не допускает, что они тоже люди, которые могли этого просто не заметить. Те, у кого выработалась привычка превращать все в политический фарс, пропускают куда более важные вещи. И растущий товарооборот, конечно, не единственное, о чем собрались поговорить президенты. 

Владимир Путин, президент России: «Надо сказать, что, несмотря на коронавирус, на другие инфекции, в том числе связанные с внешними вызовами, я имею ввиду санкционные всякие события, республика обслуживает все кредиты. Более того, как мне только что правительство доложило, на 2,5% сократился внешний долг Беларуси, на 0,5 млрд. В этом смысле Беларусь – надежный стабильный партнер».

Владимир Путин в этот раз покажет исключительную погруженность в белорусскую экономику и даже пару раз отметит, что к «внезапной» встрече готовился. Любопытно, что на всех последних переговорах президент России говорил о кредитной поддержке Беларуси, но никогда прежде – об обслуживании этих кредитов. А вот Александр Лукашенко, напротив, говорил, и не раз – за доброту Москвы Минск платит… в иностранной валюте. Банк ведь никогда не остается внакладе. 

Владимир Путин, президент России: «Промышленное производство выросло более чем на 16%. Это очень хороший показатель, имея в виду и нашу глубокую кооперацию в сфере промышленности».

Политика – это всегда расчет. Так что Москва заинтересована в сильном – и экономически, и политически – Минске. Лишние потрясения союзникам ни к чему – их и так хватает. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси«Все-таки вы правы были, я не очень верил, что так получится, что любые санкции – это возможности, и что с тех пор, как Россия попала под так называемые, иначе не скажешь, санкции, вы все-таки импортозамещение провели солидное. Мы сохранили многие кооперационные отношения с Россией, мы не пошли тем путем, как другие республики. Особенно наша южная республика, мы не рвали связи, поэтому сохранили вообще всю промышленность, а кое-где и добавили тоже благодаря инвестициям России».

Южная соседка вообще довольно часто незримо присутствует на этих встречах. Взять хотя бы апрельские переговоры в Москве, когда прямо в протокольной части Президентам стали задавать вопросы по Украине. Вот и сейчас сразу после разговора с Александром Лукашенко Владимир Путин общается с журналистами на украинскую тематику. Дело в том, что накануне вечером Кремль опубликовал статью Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Белорусы в ней тоже упоминаются, но значительно реже. Суть в том, что все мы братья, но Украина оказалась втянута в «опасную геополитическую игру». Так, со временем концепция «Украина не Россия» трансформировалась, по мнению Владимира Путина, в «анти-Россию». Реакция Киева оказалось ожидаемой: мол, если мы и братья…. 

И если диалог Путина и Зеленского за два года президентства последнего так и не выстроился, то Александру Лукашенко поначалу удавалось находить общий язык с молодым, но дерзким украинским главой. Сейчас же язык довел Киев до того, что разговаривать с ним, кажется, просто бесполезно. А значит, Минск и Москва будут держаться друг друга еще крепче. Ведь, по сути, держаться больше некого. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если мы выдержим этот экономический удар уже вместе с Россией, они же против России санкции постоянно продлевают, вводят и прочее. Мы выдержим. Даже не выдержим – мы будем развиваться. Это не вопрос. Сегодня не получится монополизировать международную повестку и надавить на нас. Не получится! Мир изменился».

Один из важнейших итогов питерской встречи – поручение правительствам двух стран подготовить план совместного противодействия санкциям. Премьеры уже обсудили это по телефону. И, кажется, процесс запущен. 

Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Уже направления работы есть. Это как противодействие влиянию санкций, так и меры поддержки России. Речь идет не о межгосударственных кредитах. Если раньше мы брали деньги на западных банках, сейчас они нас поставили на паузу, но у нас уже были спланированы проекты с этими деньгами, поэтому мы это будем замещать со стороны кредитующих организаций России – тоже на коммерческих условиях с выплатой процентов за пользование деньгами».

Вся эта санкционная тематика, конечно, плотно увязана с происходящим в Беларуси. Говорить на тему безопасности в отрытой части встречи – инициатива Александра Лукашенко. И вот это, пожалуй, действительно сигнал. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Многое вам расскажу, что происходит. Динамика бешеная. Каждый день что-то меняется. И самое главное, если в общем говорить, они перешли, мы все время и тогда с вами обсуждали, какой следующий будет этап в Беларуси этой так называемой цветной революции или мятежа, с мятежа все началось. Они перешли к индивидуальному террору. Очень активно сейчас начали работу в отношении различных НКО, НПО, так называемых западных СМИ, которые тут демократию нам дарили, а фактически насаждали. И не демократию, а вот этот вот террор. Вы должны понимать, что мы просто не можем иначе».

Есть и еще кое-что. На переговорах в Санкт-Петербурге взяли и нашлись развязки по двум вопросам, считавшимся болезненными в белорусско-российских отношениях. Причем нашлись тогда, когда о них уже, кажется, успели подзабыть. 

Наталья Эйсмонт, пресс-секретарь президента Беларуси: «Цена на природный газ в 2022 году не выше цены 2021-го. Окончательно она будет определена до конца нынешнего года. Найдено решение по налоговому маневру в России в области переработки нефти в части компенсации потерь Беларуси от того самого налогового маневра».

Про газ, конечно, вышло интересно. Цена не выше, но и не ниже. По крайней мере, пока. Можно рассуждать – труба в этом случае наполовину пуста или наполовину полная, но не стоит забывать, что на подходе программы углубленной интеграции. Там и про общие рынки, и про налоги, таможню – словом, все, что будоражит умы по обе стороны союзной границы не первый месяц. Пакет явно стараются подготовить к осеннему Высшему госсовету. Возможно, тогда-то и станет явным все недосказанное в Петербурге, который столица хоть и северная, но мы же помним, что иногда погода – это просто погода. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж