Новости с хештегом #Беларусь буквально взорвали социальные сети. В начале недели в Витебской области высадился большой российский пресс-десант.
Журналисты и блогеры путешествовали по стране и смогли оценить её с самых разных ракурсов. Духовного, посетив Свято-Евфросиньевский монастырь, промышленного, побывав на нефтеперерабатывающем заводе «Нафтан», Минском заводе колёсных тягачей, предприятиях холдинга «Амкодор», производстве Штадлера, сельскохозяйственной отрасли – на агрокомбинате «Дзержинский», спортивной, увидев стадион открытия II Европейских игр минский «Динамо» и IT-сферы – в Парке высоких технологий.
И вот что писали в своих путевых заметках: «Я согласна, Беларусь – сельскохозяйственная, индустриальная и высокотехнологичная держава», «Лично для меня белорусская молочка самая белая», «Все реальные пацаны знают их бренд Volat», «В Витебск я обязательно вернусь».
В пятницу во Дворце Независимости с представителями российского медиа-сообщества и экспертами встретился Александр Лукашенко. Общались более четырёх часов. В основном разбирали аспекты белорусско-российского сотрудничества. Буквально – как строить Союзное государство. И фигурально – если в отношениях искрит, не стоит из этого раздувать пламя.
«Российское медийное сообщество». За этой формулировкой скрывается огромное разнообразие журналистов, блогеров и экспертов. Опытные кураторы пресс-туров умеют с первого взгляда определять, кто есть кто. Одним нужен исключительно эксклюзив и не так важно, какой, другие ищут и находят где угодно сенсации, третьи понимают, что пять дней в Беларуси – это одна небольшая заметка в их издании, четвёртые в нашей стране так часто, что знают практически всё, и их участие в пресс-туре – это приятное дополнение к встрече с Президентом.
Вопросы коллеги Андрея Антонова (который, кстати, не пропустил ни одной подобной встречи с Александром Лукашенко) готовили и в самом деле разные. Москва и Питер нацеливались на глобальную проблематику, которой в последнее время и правда хватает. Регионы же России делами федеральными интересовались в меньшей степени. Условным «Ростовским ведомостям» не так важна тема поставок в Беларусь энергоресурсов, а вот конкуренция их производителя с нашими комбайнами – это самое то. Или коллеги из Чечни первым делом ищут репортёров президентского пула, чтобы узнать детали встречи Александра Лукашенко с Рамзаном Кадыровым. То есть каждому – по потребностям, которые ну очень разные. Минские журналисты, кстати, каждого гостя настраивали – аккуратнее с вопросами, ведь Президент Беларуси, скорее всего, не ограничится стандартными ответами. Если тема действительно острая, придётся дискутировать.
Причём все в зале понимали, какие вопросы могут быть и будут в топе. И пусть встреча длилась больше четырёх часов, но Александр Лукашенко всем сэкономил немало времени. По большому счёту, главные ответы Президент дал ещё до главных вопросов.
Российские журналисты почувствовали – Президент не будет сглаживать острые углы. И вопрос, который в полной формулировке так и не был задан, следующий. Минск хочет равных цен на газ и нефть и компенсации за налоговый манёвр, Лукашенко и Путин вроде как договорились, но проанонсированные как «ключевые», переговоры вице-премьеров и глав правительств не только не дали результата, но и даже Москва за день до этой встречи начала вспоминать договор от 1999 года. В нём прописаны единая валюта, единый суд, таможня, парламент – и ещё много чего единого. Если откровенно, прозвучало это как лёгкий шантаж: сначала интеграция, и, скорее всего, та, какой её видит Россия, а уже потом – скидки на энергоносители. Что на это ответит Минск?
По большому счёту, этим ответом Александр Лукашенко удовлетворил спрос на громкие заголовки, и российская пресса слегка расслабилась. В какой-то момент у Александра Лукашенко даже спрашивали о его отношении к защите прав животных. Тема, конечно, важная. Но хоть что-то новое. Откровенно говоря, по большинству поднятых тем глава государства уже в этом году подробно озвучивал свою позицию. И в наших СМИ, и даже в эфире канала «Россия-24» Александр Лукашенко рассказывал и про ПВТ, и про то, как помогал айтишникам, но опять спросили. То есть информация о Беларуси до российских регионов почему-то не доходит и это проблема. Как апогей – Президент даже развенчивает «федеральную легенду».
То есть полтора десятка лет где-то в России были всерьёз уверены, что Президент Беларуси «построил» власти их региона. Имиджево это, конечно, приятно, но непонятно. Потому, может, и хорошо, что Александр Лукашенко детально отвечает на уже знакомые вопросы. Лишь бы из контекста фразы не вырывали. Президент, конечно, вспомнил случай после Саммита глав государств ЕАЭС, когда об извинениях говорил одно, а рассказали – совершенно другое.
С коллегой с телеканала «Россия», кстати, мы встретились во Дворце Независимости. Антон Подковенко вообще в этом пресс-туре был популярен у наших СМИ, особенно телевизионных – мы ценим цельные 30-секундные интервью, которые и монтировать не нужно.
О питерском казусе с другим корреспондентом «России-24» мы тоже говорили. Но в эфир это не попадёт: конкретно Антон не при чём, и мы пообещали ответ в репортаж не включать, а договорённости в Беларуси принято соблюдать на всех уровнях. Да и Антону вроде как у нас понравилось.
У нас в целом и у нас во Дворце Независимости понравилось, на самом деле, многим. Первая причина – это отсутствие лицемерия, за что, кстати, Александра Лукашенко хвалили и чему удивлялись. А мы удивлялись тому, что они удивлялись – белорусские репортёры к честности Президента привыкли, и как-то странно даже, что у соседей по-другому. На вопрос, например, Геворга Мирзаяна, почему бы Беларуси не уступить Армении в вопросе генсека ОДКБ, Александр Лукашенко парирует.
«Правильных» вопросов, на самом деле, хватало, и потому ответы, хочется надеяться, услышали в России от первоисточника, целиком и без искажений. В конце концов, восточный сосед для Минска всегда будет стратегическим другом. Журналисты обеих стран это, кстати, понимают очень хорошо.
Подписывайтесь на нас в Telegram