Белорусы, к сожалению, не понаслышке знают, что такое теракт. Пять лет назад, в апреле 2011 года, прогремел взрыв в минском метро. Произошло это в самый час-пик, в 17.55. Погибли 15 человек, более 200 – пострадали.

Белорусы, к сожалению, не понаслышке знают, что такое теракт. Пять лет назад, в апреле 2011 года, прогремел взрыв в минском метро. Произошло это в самый час-пик, в 17.55. Погибли 15 человек, более 200 – пострадали.

Организаторов теракта вскоре поймали и применили к ним ту меру наказания, которую они заслуживали. Но уже до этого было понятно, что уровень угрозы требует превентивной реакции.

Миллион пассажиров – примерно столько людей каждый день перевозит минское метро. Трудно придумать более быстрый и удобный транспорт для большого города. Но чем выше пассажиропоток, тем сложнее обеспечить безопасность. Разумеется, многое секретно. Например, схемы движения и управления составами, расположения тоннелей. Служба безопасности работает на опережение, ещё на входе отсеивая потенциальных нарушителей.

Максим Слижиков, инспектор службы безопасности: «Смотрим, как себя ведёт человек, сумки смотрим – если большие, на зону досмотра приглашаем».

Кирилл Кислов, начальник УВД по охране Минского метрополитена: «Как работники милиции, так и сотрудники службы безопасности проходили обучение профайлингу – это методика, которая позволяет нам по тем или иным аспектам выявлять в толпе тех лиц, которые могут быть потенциально правонарушителями».

Если к милиции в метро привыкли давно, то служба безопасности метрополитена – явление относительно новое. Она была создана несколько лет назад, после трагедии в столичном метро. Теперь две структуры работают сообща.

Андрей Понаровский, командир отделения роты патрульно-постовой службы УВД Минского метрополитена: «У входа станции, подсобные помещения патрулируем. У нас налажена связь с сотрудниками метрополитена. С наступлением весеннего периода бензин, газовые баллоны пытаются провести на дачи. В основном крупногабаритная кладь досматривается».

Андрей Кузьмин, пресс-секретарь Минского метрополитена: «Сегодня в системе видеонаблюдения свыше двух тысяч камер, в том числе высокого разрешение с обзором 360 градусов, что позволяет видеть почти всё».

Зоны досмотра, видеонаблюдение стали для подземки Минска, как и любого города, необходимостью. Причём на новых станциях их планируют уже на этапе строительства. Сейчас протяжённость двух линий – 37 километров, соединяющих между собой 29 станций. К концу десятилетия откроется ещё одна ветка – в будущем она соединит микрорайоны Зелёный луг и Курасовщину. Сейчас строятся четыре станции первого участка. А вот над тем, где пройдёт четвёртая линия, ещё работают.

Павел Царун, начальник Дирекции по строительству Минского метрополитена: «В новых линиях метрополитена управляется всё автоматически. У нас есть пересечение метро Фрунзенская с Юбилейной площадью и Площадь Ленина – Вокзальная. Пересечение подвижных составов будет происходить в разных уровнях».

Автоматическая безопасность – для исключения пресловутого человеческого фактора. Жёлтая линия, увы, отпугивает от края платформы не всех. Поэтому на новых станциях эту проблему будут решать кардинально.

Павел Царун, начальник Дирекции по строительству Минского метрополитена: «Примерно следующая ситуация – подвижной состав прибывает, потом открываются двери экрана, вагона, люди вышли, зашли, закрываются двери. После этого поезд начинает движение в автоматическом режиме».

Безопасность – дело не только правоохранительных органов. Сообщить, что на платформе или в вагоне что-то не так можно с помощью экстренной кнопки – связавшись или с дежурным милиционером, или с машинистом. Предусмотреть нештатную ситуацию и быть к ней готовым – то, к чему стремятся службы безопасности любого метрополитена, и схема, по которой работают и у нас.

Кирилл Кислов, начальник УВД по охране Минского метрополитена: «Каждая станция оборудована локализатором взрыва. Используем мы их совместно со службой безопасности. Это устройство, которое позволяет нам накрыть потенциально опасный предмет – он гасит взрывную волну и исключает распространение поражающих элементов.

Воспользоваться локализаторами из-за забытых вещей – рюкзака и пакета – пришлось в этом месяце дважды: 6 апреля на Пушкинской и 12 апреля – на станции Институт Культуры.

Андрей Кузьмин, пресс-секретарь Минского метрополитена: «Наши сотрудники в обоих случаях сработали быстро. Предметы были накрыты локализаторами взрыва, были вызваны саперы. Пассажиров мы в таких случаях эвакуируем, поезда следуют без остановки».

Оба раза тревога, к счастью, оказалась ложной. На станциях люди просто забыли личные вещи. И, казалось бы, такие ситуации лишь отвлекают милицию и пугают пассажиров. Но на самом деле после того, что случилось 11 апреля 2011 года, уверены в службе безопасности, излишней бдительности не бывает.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Виктория Байбурина
География:
Новости Минска