Беспрецедентные льготы. Президент подписал указ о стимулировании закупок электротранспорта

Беспрецедентные льготы. Президент подписал указ о стимулировании закупок электротранспорта

Зелёный свет для электромобилей. Сегодня Президент подписал указ, который должен дать мощный стимул использования в стране машин с электрическими батареями. Льготы – беспрецедентные. Как при покупке таких машин, так и при создании инфраструктуры. Этого ждали не только водители – ведь на электричестве можно прилично сэкономить, но и вся экономика. Сегодня весь белорусский транспорт потребляет примерно четыре миллиона тонн нефтепродуктов. А если учесть экологию?


65% вредных выбросов в Беларуси – это не заводы и не ТЭЦ, а двигатели внутреннего сгорания! Больше работает – больше смог. При разработке документа использован лучший зарубежный опыт. Купил «машину будущего» и решил ремонтировать её самостоятельно. Необычное СТО уже больше пяти лет обслуживает электромобили. Никакой сажи и всего два сотрудника. Эта мастерская – единственная в Беларуси на все четыре сотни машин нового поколения. Хотелось бы больше загрузки. Но количество машин с пометкой «молния» у нас пока несопоставимо с их достоинствами. Директор станции признаётся, что на авто с обычным двигателем уже не пересядет.

Мысль о том, как сэкономить на топливе, приходит в голову большинству белорусов. Электромобиль – самая заманчивая альтернатива, тем более заряжаться на электрозаправках пока можно вообще бесплатно. Вот только стоимость самой машины с батареей раньше останавливала многих. Причём дело не в цене авто, а в налогах и пошлинах. До нынешних изменений, чтобы привезти в Беларусь такую машину, нужно было заплатить 15-процентную пошлину и 20-процентный НДС, то есть к цене прибавлялось больше трети. В понедельник на совещании с руководством Совмина Президент в очередной раз напомнил про атомную станцию, грядущий переизбыток энергии и раскритиковал недостаточную работу по стимулированию развития электротранспорта.   

Указ с новым инструментарием стимулов не заставил себя ждать. Такой пакет бонусов делает покупку электрокара для белорусов гораздо выгоднее. Обнуляется пошлина на ввоз автомобиля, полностью отменяется НДС, владельцам электротранспорта теперь не придётся платить так называемый дорожный сбор, да и к тому же парковка для электроавтомобилей теперь будет бесплатной вплоть до 2026 года. Импортёры уверяют: белорусский указ – в русле мирового тренда. Ведь спрос на электрокары ежегодно растёт в геометрической прогрессии. Только за год с 5 до 30% от общего количества автомобилей. В Норвегии среди новых машин электромобилей уже большинство. Лёгкость в обслуживании, почти не ломаются, не загрязняют атмосферу – плюсов немало. Да и к тому же теперь они стали гораздо доступнее в цене.

Если в частном случае водителям ещё предстоит оценить выгоды электромобилей, то транспортники уже давно решили проверить на деле эффективность нового транспорта. Тем более электробусы успешно делают в Беларуси. В столице на девяти маршрутах курсируют 57 разных моделей. Экономия на топливе далеко не единственный плюс.  

Значительная часть указа посвящена развитию инфраструктуры. Здесь мы пока отстаём от передовых стран Европы, хотя за последние пять лет и у нас серьёзный прогресс. Ещё лет пять назад владельцы электрокаров мучительно искали, где бы подзарядить своё авто, а теперь в Беларуси около 350 общественных зарядок, ещё 150 оборудуют до конца года. Максимальное расстояние между ними не больше 100 километров, то есть риска «не дотянуть» уже нет, особенно учитывая, что у новых моделей запас хода 500 километров и даже больше.

Так как пока в Беларуси около 400 машин на батареях, такой инфраструктуры достаточно. Пока. Но после отмены налогов и пошлин уже к следующему году счёт электрокаров может пойти на тысячи, и тогда, если нет своей зарядки, дефицита не избежать. Поэтому указам предусмотрены весомые бонусы. С зарядных станций не будут взимать налог на добавленную стоимость, производители электромобилей и зарядных станции получат право на повышенный инвестиционный вычет. «Белоруснефть» получит участки для строительства зарядных комплексов – без аукциона. Такие меры должны подстегнуть и промышленность. Пока у нас только два предприятия делают зарядные станции – под Минском и в Могилёве. Спрос растёт на оборудование нового поколения, которое может зарядить машину буквально за полчаса. Придётся работать и над правоприменительной практикой, и над культурой водителей.

Такие зарядные станции уже можно встретить на многих столичных парковках. Казалось бы, очень удобно – приехал в магазин или офис, заодно и подзарядился. Вот только электрокар сюда вряд ли сможет пристроиться, при всём желании. Вся парковка плотно забита обычными машинами на бензине и дизеле. Правда, и знаков о том, что это чисто электропаркинг, нет, но, по всей вероятности, скоро появятся по принципу парковочных мест для водителей с инвалидностью. Жёстко? Совсем нет. Во многих европейских странах есть районы и даже целые города, куда пускают только электротранспорт.

Учитывая небольшой электропарк у нас, такая практика ещё не актуальна, но обеспечить доступ к законной розетке необходимо уже сегодня. Ведь пока белорусские «тесловоды» вынуждены буквально дежурить на парковке в надежде найти хотя бы один просвет.

Впрочем, ждать осталось не так долго, как показывает практика, рынок (в частности, автомобильный) очень быстро реагирует на льготы. Особенно беспрецедентные. И даже если вы не собираетесь сами садиться за руль, дышать чистым воздухом – тоже весомое преимущество.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram