​Берег левый, берег правый

Автомобильный мост закрыли из-за трещины ещё в декабре, а возведённую понтонную переправу почти сразу же унесло течением. Какое-то время людей возили катера МЧС.

Помните как у Твардовского в «Василии Тёркине»?

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда…

Это стихотворение сейчас самое популярное в Житковичском районе. И пусть боевых действий там, слава Богу не ведётся, переправится с левого берега на правый тот ещё квест вот уже третий месяц. Автомобильный мост закрыли из-за трещины ещё в декабре, а возведённую понтонную переправу почти сразу же унесло течением. Какое-то время людей возили катера МЧС. И вот в эти дни понтон удалось восстановить.

Ограничение скорости – десять километров в час. На въезде – передвижной светофор (без регулировки движения здесь никак). Понтонный мост – длинный (целых 170 метров), но узкий (в ширину сюда может въехать только одна машина). Поэтому пока одни едут из Житковичей, для других со стороны Турова, горит красный.

Новую переправу навели примерно в двух километрах от прежнего места (выше по течению). Здесь гораздо мельче, что делает временный мост более устойчивым и надёжным. Разрешено движение и пешеходов, и машин. Правда, действует ограничение по массе. Не больше сорока тонн. Иначе развернут. Самые дисциплинированные – водители автобусов. Людей высаживают неподалеку от понтона.

В этот момент, по правилам, находиться на мосту могут только пешеходы. Через пару минут они вернутся в салон автобуса.

Пётр Пашевич, водитель автобуса: «Когда пассажиры пройдут, тогда движение продолжаю. На следующей стороне забираю пассажиров, и вот так всё время».

Эту понтонную переправу, которая нужна жителям как воздух, обустраивали почти в экстремальных условиях. После того, как Припять вышла из берегов и затопила пойму, подъезд к мосту стал невозможен, конструкции перевезли сюда. Сильно мешал лёд, но с ним справился ледокол (место для понтонов пришлось буквально прорубать). Работа не останавливается и сегодня.

Но и временный мост, как выяснилось, не панацея. Из-за большого потока машин случаются заторы. Кристина работает продавцом в Турове, а живёт в Житковичах.

Кристина Галыгина, житель г. Житковичи: «Постоянно ждём, бывает час стоим возле моста и ждём, как добраться до Турова, и так же обратно. Постоянно опаздываем, магазин работает вообще с девяти часов, а мы приезжаем или к десяти, или к 11».

В МЧС надеются на понимание (все остановки движения плановые). К примеру, нужно регулярно чистить ото льда тросы, которые держат мост. И здесь не обойтись без водолазов и техники, способной поднять огромные льдины.

И в такой сложной ситуации район уже не один месяц. Единственный автомобильный мост еще в декабре закрыли из-за опасной трещины. Возведенную первый раз понтонную переправу унесло течением, а затем – Припять сковали морозы и спасатели просто не смогли перевозить людей на лодках. Поскольку самый короткий объездной путь – почти триста километров, два берега оказались полностью отрезанными друг от друга рекой.

Елена Савич, житель г. Житковичи: «Из-за этой ситуации я уже два месяца не была у мамы, потому что или морозы, или работаю, или же нет переправы».
Иван Блоцкий, житель г. Турова: «Не добраться, старенькие родители живут. Надо заехать еды завезти».

Ценность моста этой зимой здесь прочувствовал каждый, ведь многие жители Житковичей работают именно в Турове. Там расположено три крупных предприятия. Все они вот уже несколько месяцев несут убытки: специалисты с левого берега Припяти по-прежнему могут в любой момент не выйти на работу.

Михаил Шруб, глава крестьянского хозяйства: «Это в основном специалисты, которых сложно заменить, поэтому предоставили жильё здесь, в гостинице, служебные дома. Материальные проблемы связаны с увеличением объездов. Наши магазины есть в Житковичах. Естественно, бросать их мы не могли, поэтому, несмотря на издержки, возили и через Мозырь».
Николай Котович, житель г. Турова: «Уже привыкли к этому, знаете, привыкли, не боимся уже. Мне кажется, уже хуже не будет».

А будет лучше. Выход предложил Президент Беларуси ещё на прошлой неделе. Он взял проблему на личный контроль и потребовал незамедлительного решения.

Проект сейчас на экспертизе, а специалисты уже приступили к демонтажу аварийных блоков. После этого опоры моста взорвут. А чтобы бетонные конструкции не перекрыли путь реке, русло Припяти немного изменят. Однако это всё в будущем. А пока жители района готовятся к новым испытаниям. На этот раз потеплением. Действующий понтонный мост долго не простоит, предупредили в МЧС.

Андрей Туровец, начальник Житковичского районного отдела по ЧС: «Если пойдёт шугоход, то есть река двинется, то, естественно, понтонный мост мы уберём в сторону. Здесь оборудованы ледокол и катера для перевозки людей, если люди будут подъезжать, то никаких препятствий для перевозки их на ту сторону не будет».

К слову, ледокол придёт на помощь только в крайнем случае (если лодки не справятся). 15 человек в одну сторону (судно уже переоборудовали для перевозки людей).

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram