700 участников из России и 180 производителей из 36 стран мира представляют здесь свои лучшие разработки в области авиа- и ракетостроения. Беларусь уже второй раз выступает на салоне не разрозненными компаниями, а общим национальным павильоном. Каким может быть на МАКСе максимальный эффект для наших инженеров и конструкторов? Готовы ли они производить сегодня то, что будет востребовано завтра?
Два года назад они ушли. Хотя не обещали, но вернулись. На фоне авиасалона МАКС в 2015 году, названного кризисным, нынешний МАКС готов восстановить свои позиции. Из-за обострения ситуации в Украине и охлаждения в отношениях с Западом от участия в крупнейшей международной авиационной выставке отказались Германия, Канада, Великобритания, Дания. Сегодня в подмосковном Жуковском почти все снова с национальными экспозициями. Пусть и в немного усечённом варианте. Санкции всё-таки. Беларусь в этом году расширила своё присутствие. Десять отечественных компаний представили свои разработки в собственном павильоне.
Вся белорусская экспозиция – это «умная» начинка для авиационной промышленности. Более 40 образцов новейших средств отображения информации: видеомониторы, дисплейные модули, панельные ЭВМ, нашлемные системы индикации – то, что помогает самолётам в воздухе. Современные средства радиолокации, комплексы подавления радиосвязи, оборудование для борьбы с беспилотными летательными аппаратами – это белорусы делают для защиты авиации с земли.
Ещё одно наше преимущество на МАКСе – модернизация и ремонт. Авиационный ремонтный завод из Барановичей демонстрирует такие услуги, аналогов которым в мире нет. Например, это касается работы с титановыми деталями. Только белорусы могут наносить на них качественное хромовое покрытие. Таким механизмам не будет износа. Особое внимание иностранных посетителей и к нашим беспилотникам. В Жуковском сегодня российская премьера проекта Национальной академии наук Беларуси – авиационного комплекса разведки «Буревестник МБ». Аналог пока есть только у китайцев, но он дороже. Наш «Буревестник» ещё не вышел в серийное производство, но уже в первый день МАКСа вокруг аппарата ажиотаж.
Юрий Яцына, директор Научно-производственного центра многофункциональных беспилотных комплексов: «В связи с ситуацией в мире эта тема очень актуальна. И уже в первый день нашей работы на выставке было около 15 потенциальных покупателей, которые интересовались этой темой, которую мы впервые привезли на МАКС».
Работать на опережение спроса. Это требование Президента Беларуси прозвучало незадолго до открытия авиасалона в Жуковском. А здесь представляют то, что с лёгкостью конвертируется в валюту и приносит ещё большую ценность – признание за государствами статуса IT-экономик.
И у Беларуси есть результаты на авиасалоне. Кроме новинок национальной экспозиции, высокотехнологичная продукция отечественного военпрома – на крупнейших иностранных площадках МАКСа. Межотраслевая и международная производственная кооперация: белорусский след теперь здесь считается обычным делом. Наши разработки представлены, например, на презентациях холдинга «Вертолёты России» и на стендах корпорации «Иркут» (под крылом самолёта Як-130 находятся белорусские бортовые комплексы обороны).
Кабина самолёта Як-130 – это уже компьютерный центр. На МАКСе про этот самолёт говорят, что он экспортный бестселлер. Он продаётся практически на всех континентах мира. Может использоваться как учебный и боевой. Кроме того, у машины есть свой «Талисман», сделанный в Беларуси.
Это современный бортовой комплекс защиты. И не от абстрактных духов, а от вполне конкретных опасностей (всех типов авиационных и зенитных управляемых ракет). Сейчас без белорусского «Талисмана» ни один Як не уходит на экспорт.
Денис Пащенко, генеральный директор предприятия «Оборонные инициативы»: «Талисман» уже сейчас включён в паспорт экспортного облика самолёта Як-130. Он (после проведения испытаний) планируется к предложению экспортным заказчикам, которых достаточно много. К сожалению, большинство наших контрактов связано с неразглашением, но «Талисман» поставлен в несколько стран. Стоит на вооружении, а кое-где даже воюет».
Сумму коммерческих контрактов наши участники пока не раскрывают. Вес портфеля станет известен в четверг, когда на МАКСе завершатся бизнес-дни. Уже точно известно, что белорусы подпишут партнёрские соглашения с таким гигантом авиапрома, как Объединённая авиастроительная корпорация России, а также с холдингом «Вертолёты России». Финалом дня открытия по традиции стал воздушный балет от групп высшего пилотажа «Русские Витязи» и «Стрижи», показательные пролёты действующей боевой авиатехники. Пока это смогли увидеть только специалисты. Для широкой публики авиасалон откроют через три дня.
Подробности – в видеосюжете
Подписывайтесь на нас в Telegram