Многие белорусы в эти теплые сентябрьские дни традиционно едут копать картошку. У нас ее называют вторым хлебом. По статистике в год каждый белорус в среднем съедает 183 кг, то есть полкилограмма в день. По этому показателю мы первые в мире.
Сейчас на полях завершают уборку корнеплода. И уже понятно, что урожайность будет выше, чем год назад. В планах аграриев собрать более миллиона тонн. Много ли это? Специалисты утверждают, что хватит всем. Часть пойдет на семена, часть – в торговлю (в том числе, в стабилизационный фонд). Излишки продадим на экспорт. Кстати, сегодня второй хлеб выращивают в основном фермерские хозяйства. На государственных полях – лишь пятая часть.
От количества голова кругом, а вот качество иногда оставляет желать лучшего. И ведь выбора особого нет. На прилавках магазинов сейчас, в сезон, картофель белорусский. Импорт надо еще поискать.
И покупали бы, но за меньшую цену. Рубль за килограмм? Нереально. У магазинов своя политика: здесь сами решают, что предложить покупателю, сами же и цену выставляют.
А ведь водится качественный картофель в белорусских селеньях. Денис Воронецкий работает агрономом в крупном хозяйстве под Минском. Говорит, если картофель с «глазками», то он болел. Еще одна причина – нехватка питательных микроэлементов. Красивая и аппетитная бульба, а главное своя – наука нехитрая. Но требует точного соблюдения элементарных правил. Выращивать надо уметь.
Такая картошка – норма для агрокомбината «Ждановичи». Хозяйство государственное. Здесь всего 25 тысяч гектаров земли, но под картошку только 100. Говорят, хватает. Урожай этого года – 400 центнеров с гектара. В масштабах страны это выше среднего. Аналогичные цифры, кстати, в Германии и в Голландии. В России урожайность с одного гектара – всего 250 центнеров. Даже в тех регионах, где климат похож на наш. И уже многие годы улучшить этот показатель не удается.
Частное хозяйство «Раздолье» одно из немногих в Московской области, кто ставку сделал на картофель. Столица рядом, и урожай можно отдавать за неплохую цену в крупные торговые сети. Сейчас они ждут голландский сорт «Ред Скарлет». Это самый дорогой семенной материал, поэтому собирают с поля все до последней картошечки. Агроном Роман Карпунин когда-то работал с гораздо более бюджетным белорусским «Бризом». Опыт понравился. И он убедил руководство, что в наших широтах можно и нужно работать с семенами отечественной селекции.
Да, селекция и технология – основа успеха. Раньше, говорит Денис Воронецкий, и наши поля давали картофеля меньше.
«Скарб», «Сатина», «Бриз» – это не магическое заклинание, а названия сортов картофеля. Их то и высаживают в агрокомбинате. Говорят, они полюбились покупателям.
Наша страна – мировой лидер по производству картофеля. 618 килограммов на душу населения! Это советское наследие. В СССР Беларусь специализировалась не только на производстве МАЗов и БЕЛАЗов. Именно наша «бульба» ценилась в союзных республиках. Мы владели и агротехникой, и необходимыми сортами.
Геополитика внесла свои коррективы и в географию поставок картофеля. С распадом СССР необходимость кормить всех соседей отпала. Но привычное для Беларуси картофелеводство осталось. Правда, не все сразу вышло на тот высокий уровень, который можно видеть сейчас.
10 лет назад гордость белорусского сельского хозяйства обернулась практически проблемой. На отсутствие стратегического подхода к нашей главной сельхозкультуре именно тогда обратил внимание Глава государства.
К этому моменту наши ученые уже предложили несколько перспективных сортов. Наш «Здабытак» (он в экспортном варианте – «Магнат») – единственный из СНГ сорт, который тогда еще прошел регистрацию Евросоюза. Спустя 10 лет белорусские картофелеводы позиции усилили.
Теперь душа просит экзотики. Появление разноцветной картошки на прилавках магазинов белорусские селекционеры анонсировали еще 10 лет назад. Только ленивый журналист не рассказывал о пользе ее антиоксидантов. Время шло, а фиолетовое пюре до сих пор не отведать. Ученые уверяют, собственный сорт пока в разработке, только в следующем году будет проходить испытание. После его занесут в государственный реестр.
О научно-исследовательском институте в Самохваловичах знают все картофелеводы. Здесь ученые решают задачки со звездочкой. Создают новые сорта. На один уходит до 4 миллионов долларов.
К примеру, у «Манифеста» рекордная урожайность. А вот «Нара» подходит для изготовления чипсов, уверяют ученые. Возникает резонный вопрос: почему же белорусские производители жалуются? Мол, приходится закупать импортную картошку, из нашей чипсы не получаются.
Кстати, именно сорт «Манифест» сегодня одним из первых разметается в преддверии посадочного сезона. Тот факт, что этот картофель хвалил Путин, получивший белорусский продукт в подарок от нашего Президента, – лучшая реклама! В этом году белорусские производители поставят за рубеж 300 тонн картофеля.
Не картошка, а загляденье. Чистая, без земли – сегодня тренд. Партию в фермерском хозяйстве «Цнянские экопродукты» готовят к отправке в Украину. Региону в этом сезоне не повезло – засуха. А ведь этого можно было избежать, уверяет агроном. Важно соблюдать технологию возделывания. И даже в простом деле проявить творчество
Такой урожайностью, как здесь, мало какое хозяйство может похвастаться: более 500 центнеров с гектара. Правда, признаются, сорт выращивают импортный. В этом году высадили 600 гектаров картофеля.
Только пятую часть поставят в магазины Беларуси. Говорят, за рубеж продавать проще, в стране «бульбашей» конкуренция высокая. А отборного товара ожидают 30 тысяч тонн. Под такие объемы в свое время построили особое хранилище – оно круглое. Так помещается больше.
Еще не так давно в колхозах чаще встречались бурты: картошку ссыпали в яму и накрывали соломой и землей. Спрятали, а сохранить не удавалось. Корнеплоды гнили и прорастали. Позже поняли: мало отвоевать картошку у природы, важно еще сберечь. По поручению Президента была разработана программа «Картофелеводство». Хранению урожая – особое внимание. Сегодня современные хранилища есть по всей стране.
Пятнадцать специальных холодильных камер, нужный микроклимат и датчики влажности – это крупнейшее и самое современное овощехранилище в регионе. Здесь картофель легко пролежит до следующего года и не испортится.
Еще это главный стабилизационный фонд региона. Он позволит бесперебойно – с ноября по май – обеспечивать картофелем торговые сети и социальные учреждения. Весной, когда продукция у основных производителей заканчивается, а цены начинают расти, стабфонд, по сути, регулирует ситуацию на рынке, открыв доступ к запасам.
Каждый белорус ежегодно в среднем съедает 183 килограмма картошки. Это число 15 лет назад было еще больше. Потому и полей засаживали больше. Теперь ЗОЖ берет свое. Но вытеснить ему полностью картошку из нашего меню вряд ли удастся. Ведь картофель для белоруса – традиция.
Подписывайтесь на нас в Telegram