Сегодня Президент говорил с главой «Белкоопсоюза» о проблемах потребкооперации, конкуренции и развитии.
Несмотря на критику потребительской кооперации, мол, не выстоит перед ритейлерами с их маркетинговыми ходами, но всё же списывать с баланса её не собираются. Ведь ниша – сельская местность, в которую не так охотно идут крупные игроки.
А вот встряхнуть систему Президент потребовал. Предстоит пересмотреть сферы её работы. Впрочем, резких изменений тоже не прогнозируют.
Стены этого магазина в аграгородке Александрия Шкловского района ещё помнят, когда лет 20 назад в ассортименте магазина потребкооперации были только товары первой необходимости… и ничего больше. Теперь же – изобилие: более 4000 наименований, при этом 90% – товары под маркой «Сделано в Беларуси».
К тому же от системы «продавец за прилавком» ушли полтора года назад, когда обновили и сам магазин. Теперь товар можно взять в руки, посмотреть состав и срок годности. И вот результат: товарооборот увеличился в полтора раза. Правила игры одинаковые для крупных ритейлеров и для мелких магазинов. Чтобы не просто оставаться на плаву, а работать в плюс, магазинам «Белкоопсоюза» также приходится конкурировать, может и не всегда, но в целом у них получается.
Сергей Щербич, заместитель председателя правления Могилёвоблпотребсоюза: «Цена – это самое важное. Если мы видим, что у конкурентов есть цены более низкие. То, конечно же, проводится работа с поставщиками по снижению оптовых цен».
Будущее потребкооперации обсуждали сегодня во Дворце Независимости. Такое внимание более чем оправдано: «Белкоопсоюз» – это организация, в структуре которой более 250 юрлиц и подразделений с оборотом в 2,3 миллиарда рублей. Причём в некоторых районах доля магазинов потребкооперации достигает 70 процентов, как, например, в Дрибинском. Фактически местами «Белкоопсоюз» – монополист, но вынужденный. В населённых пунктах с численностью менее 200 жителей содержать торговые точки сложно. Чаще всего убыточно и исторически эту социальную функцию выполняет как раз потребкооперация. Но времена меняются.
При этом нельзя сказать, что «Белкоопсоюз» вчистую проигрывает конкуренцию ведущим ритейлерам: в этом году открыто 18 новых магазинов шаговой доступности, 30 торговых точек перепрофилировали, в почти сотне обновили всё оборудование. Это уже не старые добрые сельпо-магазины: теперь здесь есть банковские платёжные терминалы, вырос ассортимент, а цены не выше, чем у крупных торговых сетей. Но всё же полторы тысячи магазинов на селе – это 18 миллионов рублей убытков по прошлому году. И чтобы там, где частный бизнес готов взять на себя обслуживание населения, будучи уверенным в прибыльности – государство рассматривает все варианты. Всё для покупателя: в Оршанском районе запрет на превышение 20 процентного порога от общего товарооборота региона отменён президентским указом для «Евроопта», в Шкловском, как отметил Президент, на себя эту роль взяла «Корона». Как будет дальше – покажет практика и мнение покупателей.
Местные жители говорят, что здесь закупается весь Шклов и не только. 31 мая открылся современный торговый центр. Не только продукты питания, но и бытовая техника, детский развлекательный центр, пиццерия и даже 3D-кинотеатр. Торговый центр в 3,5 тысячи квадратов стал мощным социальным проектом. Теперь жителям Шклова и сельчанам доступны те же товары и услуги, что и горожанам. Может, правда, нужно, как говорит Президент, рассмотреть и такой вариант торговли на селе, если у людей такие отзывы?
При этом даже помимо розничной торговли «Белкоопсоюзу» есть чем заняться: у них по стране – 750 точек, где можно сдать овощи и фрукты со своих личных подворий, получив за это наличные. Это тоже важная социальная функция, причём прибыльная для государства: перепродажа переработанных овощей и фруктов только от экспорта приносит кооперации 30 миллионов долларов. Но Александр Лукашенко требует, чтобы сдавать яблоки и картошку было выгодно и самим людям.
Впрочем, каких-либо резких изменений в работе «Белкоопсоюза» не будет. Президент поручил собрать в феврале расширенное совещание, где детально обсудят каждое направление работы. Причём, с одной стороны, Комитет госконтроля докладывает, что в потребкооперации больше негативного, чем положительного. С другой стороны, лично Александр Лукашенко настаивает – нужно разобраться. Важно, есть ли положительная динамика.
Что же касается прихода в регионы частных продавцов, глава «Белкоопсоюза» предельно откровенен: «Да, пожалуйста! Закон не запрещает! Но, на самом деле, ритейлеры чаще всего крайне избирательны».
И хоронить «Белкоопсоюз», да даже сомневаться в его конкурентоспособности рано. Потребкооперация готова честно повоевать на рынке. На начало августа в системе было 45 убыточных предприятий. Вроде много, но год назад было вдвое больше. То есть динамика обнадёживающая. Магазины, автолавки и пункты приёма овощей и фруктов – это всё будет. И на качественно новом уровне.
Подписывайтесь на нас в Telegram