Беларуси интересны проекты создания территорий опережающего социально-экономического развития на Сахалине

379

Об этом заявил Александр Лукашенко на встрече с губернатором российского региона.

Сахалинская область – единственный российский регион, отрезанный от материка. Остров богат природными ресурсами – лес, нефть и газ, есть здесь и крупный морской порт. И это придаёт Сахалину уверенности. Пару лет назад регион даже стал первым в России по развитию реального сектора экономики. И всё это богатство, как, впрочем, и проблемы, связанные с экстремальными условиями жизни – достались новому губернатору Олегу Кожемяко. На посту он меньше месяца. Свой визит в Беларусь начал с традиционного возложения цветов на площади Победы. После чего – на встречу к Президенту.

Столь тёплое приветствие – объяснимо. За последние годы Олег Кожемяко в Беларуси уже пятый раз. Не то, чтобы вошло в привычку – преодолеть семь тысяч километров заставили неотложные дела. Засучив рукава, глава региона спешит навести мосты между Минском и Южно-Сахалинском. Пример сотрудничества есть – семь лет, будучи главой Амурской области, он дал прописку на Дальнем Востоке многим белорусским предприятиям.

Расстояние, конечно, не помеха для сотрудничества, но влияет на цифры. Два миллиона долларов – это всё, на что были способны Беларусь и Сахалинская область за прошлый год. При том, что внешний торговый оборот региона – более 3,5 млрд долларов. Скромные показатели губернатор намерен исправить. На недавнем Форуме регионов в Сочи правительства Беларуси и Сахалинской области подписали соглашение о сотрудничестве и сегодня наполняют его конкретными проектами.

О качестве и стойкости белоруской техники губернатор Кожемяко знает из прежнего опыта. Ещё в Амурской области он так часто заключал контракты с БелАЗом и «Гомсельмашем», что нередко слышал упрёки от российских производителей. Сегодня губернатор вновь с интересом изучает новинки белорусского автопрома. Начал с автобусов МАЗ, общественный транспорт на Сахалине поизносился, а Минский автозавод как раз недавно выиграл крупный тендер. Обеспечить почти круглосуточную работу автобусов позволит сервисный центр. Кроме того, по контракту МАЗ будет готовить специалистов, которые помогут максимально использовать ресурс машин. Заинтересовал делегацию и школьный автобус, договорились о покупке пока десяти штук. А уже за рулём Олег Кожемяко опробовал мощный грузовик – одну из последних моделей.

Нефтегазовые проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» прославили российский регион на весь мир. Но кроме богатых природных ресурсов остров должен стать ещё и территорией опережающего социально-экономического развития. Это около 30 проектов, которые не смогут обойтись без белорусской техники.

Привычная для Сахалина картина – коммунальная техника не справляется с лавиной осадков. В Беларуси же, признаётся губернатор, когда не приедешь, а последние его визиты выпадали в разгар зимы – всё время чистые дороги. Так что уборочную технику и погрузчики губернатор внёс в список ближайших покупок.

А ещё гости присматриваются к лесозаготовительным комплексам. Сахалинские власти собираются создать крупное госпредприятие по переработке древесины, ведь до этого в регионе не было ни чёткой программы, ни проектов, ни техники – в итоге миллионы незаработанных долларов оставались лежать в земле. О деталях сотрудничества продолжили говорить в правительстве. Вернулись к теме сельского хозяйства. Из-за сурового климата урожай на Сахалине далёк от рекордов. Дефицит продовольствия остров восполняет дорогим импортом. Альтернативу губернатор видит в прямых поставках белорусского молока, мяса и овощей, а в перспективе и вовсе – в создании совместного сельхозпредприятия. А ещё – строительство дорог, жилья и социальной инфраструктуры. В ближайшее время специалисты займутся проработкой дорожной карты. А чтобы десятки предложений не затерялись в потоке бумажной переписки, за выполнение договорённостей отвечать будут чиновники из правительств.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента