Существенно активизировать торгово-экономические контакты намерены Беларусь и Турция. Эксперты оценили: потенциал прироста товарооборота в два с половиной раза есть. И предложили формулу «больше деловых встреч». Итогом представительного бизнес-форума в Стамбуле, где были представлены отечественные компании, уже стали новые контракты.
К выставке «Ани Фуд» в Стамбуле готовились целый год. Самый масштабный форум производителей продуктов питания и напитков – да ещё в самом крупном выставочном центре Турции! – это стоит усилий. География экспонентов – весь мир. Большинство, конечно, местные компании, но есть из Китая, Германии, Беларуси.
Парвиз Кулиев уже 8 лет живёт полётами между Минском и Стамбулом. Турецкий бизнесмен на выставке представляет своих белорусских партнёров. Вода и алкоголь – от холдинга «Кристалл», торф – от «Витебскоблгаза». Интерес есть. Но главный вопрос – тяжело ли продвигать белорусское под южным солнцем?
Парвиз Кулиев, представитель торгово-промышленной палаты Беларуси в Турции: «По качеству, конечно, нет вопросов. Оно высшее. Вот цены и логистика играют свою роль… Перспектива есть везде, если правильно подойти к вопросу. Если найти правильных партнёров и правильно работать. А если просто сидеть и ждать у моря погоды…».
Ждать не пришлось. Уже сегодня холдинг «Кристалл» заключил контракт на поставку питьевой воды в Ливию. Партия, правда, небольшая и пока первая. Но бизнесмены уверены, что следом придут другие крупные контракты. А ещё белорусской компании организаторы форума вручили специальный диплом. Награда с золотым отливом – за продукцию высокого качества и дизайна.
Главное – чтобы таких площадок было больше, говорят бизнесмены. Выгодно же всем: и предпринимателям, и государству. Пока товарооборот между Беларусью и Турцией составляет 630 миллионов долларов в год. Цифра весомая, но потенциал у неё как минимум в два раза выше. Это отмечали и Президенты двух стран на двусторонней встрече в Стамбуле. Договорились перезагрузить торгово-экономические отношения по некоторым направлениям. А чтобы результат был максимально эффективным, помогут официальные визиты глав государств друг к другу. Президент Эрдоган, кстати, готов посетить Беларусь, чтобы договариваться и в политике, и в экономике.
Взять хотя бы текстиль – здесь Турция среди мировых лидеров. И недавняя международная выставка нитей в Стамбуле показала: местные промышленники очень рассчитывают на белорусское сырьё. 24 компании провели переговоры с предприятием «СветлогорскХимволокно». Договорились о поставках на полтора миллиона долларов.
Василий Костюкевич, генеральный директор предприятия «СветлогорскХимволокно: «Мы нашли такую тонкую ниточку сотрудничества в продвижении нашей продукции в Турцию. По качеству продукции турецкие потребители никогда не делали никаких замечаний. Это высокого, мирового качества продукция, и сегодня мы видим это как стратегический такой рынок развития по полиэфиру».
Светлогорск уже десять лет отгружает на турецкий рынок полиэфирную текстильную нить. За пять лет экспорт увеличили втрое. Сейчас выводят на рынок инновационную продукцию – нить «Арселон». Не горит, не плавится, отталкивает воду, с максимальной прочностью и электросопротивлением. Аналогов в мире нет. И это находка для тех, кто производит защитную одежду. Первая партия уже ушла в направлении Стамбула.
Турции, видимо, на роду было написано стать страной именно торговой. Государство располагается сразу на двух континентах и именно здесь проходили и проходят сухопутные и морские торговые пути. Стамбул тому подтверждение. Город, у которого один берег – азиатский, другой – европейский. Между ними – пролив Босфор. Поэтому когда у белорусских бизнесменов спрашиваешь «Так нужен ли вам берег турецкий?», ответ только утвердительный.
Концерн «Белнефтехим» на этих берегах уже восьмой год. В 2015-м отгрузили турецким партнёрам продукции на 11 тысяч тонн. Задача на год текущий – увеличить поставки на 25%. Сделать это непросто – среди конкурентов Китай, Индонезия и Пакистан.
Александр Архипцев, директор представительства «Белнефтехим» в Турции: «Мы ощущаем себя комфортно. Качество продукции высокое, конкурентное. И это помогает нам сильно стоять на рынке присутствия».
Уже этой весной внушительный турецкий десант (более 50 бизнесменов) высадится в Минске. 24 мая в Беларуси пройдёт представительный форум предпринимателей. Разные отрасли, разная специфика. В это же время пройдёт и заседание белорусско-турецкого делового Совета.
Сефа Гёмдениз, председатель Турецко-Белорусского делового совета: «В Беларуси развиты техника и наука, опытные специалисты. И опыт в производстве. В Турции тоже есть опыт. И большой рынок. Мы можем объединить усилия и к тому же работать вместе и в третьих странах. В феврале мы были в Минске, Могилёве и Гродно. Видели индустриальные зоны и китайский технопарк. И сегодня мы уже предлагаем турецкому бизнесу развивать бизнес в этих зонах».
Ещё одна тема для обсуждения – туризм. Совсем скоро лето. У белорусских туристов Турция по-прежнему остаётся приоритетным направлением, но в прошлом году местные курорты отметили спад наших посещений на 10%. Поэтому и хотят вернуть позиции. Причём туризм будет двусторонний. В Беларусь Турция намерена отправлять свою молодёжь за образованием. Такой вот взаимовыгодный трансфер.
Подписывайтесь на нас в Telegram