Генеральная конференция МАГАТЭ: Беларусь представила макет строящейся АЭС

​Эксперты намерены посетить площадку Белорусской АЭС в Островце на будущей неделе, чтобы детально ознакомиться с ходом её строительства, а позже провести и первые стресс-тесты.

Беларусь готова принять очередную миссию МАГАТЭ. Сроки и этапы мониторинга согласовали в Вене на 60-й сессии конференции агентства.

Эксперты намерены посетить площадку Белорусской АЭС в Островце на будущей неделе, чтобы детально ознакомиться с ходом её строительства, а позже провести и первые стресс-тесты.

В этом пёстром соцветии – энергетические амбиции почти двух десятков стран (см. видео – прим. ред.). Вот Китай, в котором 36 действующих ядерных реакторов, предлагает погрузиться в сердце корпуса АЭС. Что и говорить – дополненная реальность. Чуть дальше Индия. Ей наравне с Китаем прочат звание лидера в гонке по наращиванию атомных мощностей.

Строить активнее стране, кстати, помогает Россия. В инвестпортфеле «Росатома» каких только стран нет – Иран, Венгрия, Финляндия... Одну из самых дорогих АЭС в мире решила возвести Великобритания. Первая станция Объединённых Арабских Эмиратов будет запущена в следующем году. Свои планы на мирный атом и у Беларуси. Стенд станции открывают пусть и скромно, но шутят: уж лучше помпезнее запустим АЭС.

Первый ковш земли у основания БелАЭС был вырыт в мае 2012 года. Чуть больше, чем через год, залили бетон. А сейчас даже издали станцию невозможно не заметить. Градирня, взмывшая ввысь на 167 метров, словно визитная карточка. На площадке работают больше пяти тысяч человек. Одновременно сооружают два энергоблока. Выполнено 40% строительно-монтажных работ.

О темпах директор станции говорит не без гордости. К слову, интересуемся, забрал ли производитель корпус, который решено заменить.

Михаил Филимонов, генеральный директор Белорусской АЭС: «Корпус довольно значительного веса. Очень быстро такие вопросы не решаются. Нужно увязать и с железной дорогой. Поэтому идёт всё по договорённостям, которые у нас есть с Россией. Они его заберут, это однозначно. Решение такое принято, а дальше идёт процесс его реализации. Сооружение впечатляет, у нас таких сооружений и не было. А работа – работа идёт. Основное сейчас – монтаж оборудования на всех объектах. Ведь атомная станция – это на одном блоке больше 130 объектов».

Станцию строят с учётом всех реальных и даже кажущихся нереальными угроз. Скажем, какова вероятность, что на АЭС упадёт самолёт? Хочется верить, что она нулевая, но в тонком деле использования атомной энергии исключать нельзя ничего. Для моделирования таких чисто гипотетических ситуаций проводят стресс-тесты. Обывателю сложно представить, как можно проверить ещё не построенный объект. Без паники – всё происходит на бумаге. Белорусского регулятора в этом вопросе активно консультируют европейские партнёры. В том числе, конечно, в Вене.

Ольга Луговская, начальник департамента по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора: «Это наше желание, которое было выражено ещё в 2011 году, к проведению стресс-тестов. Потому что вопросы безопасности для нас – первоочередные. Наш проект новый, и, наверное, этих вопросов будет значительно меньше, чем при прохождении стресс-тестов действующих атомных станций, которые не имеют тех степеней защиты, которые имеем мы. Соответственно, при выявлении недостатков формируется перечень требований или рекомендаций к оператору для их устранения».

На все эти вещи по-новому посмотрели после аварии на Фукусиме. Стенд Японии рядом с белорусским. Пять лет назад казалось – такого не может быть. Землетрясение вызвало цунами, а вода, кроме всего прочего, обесточила станцию, ведь генераторы находились внизу, а не сверху. Беларусь решила учиться на чужих ошибках. И сегодня глава делегации с высокой трибуны – о том, что агентство для страны – стратегический партнёр.

Михаил Михадюк, заместитель министра энергетики Беларуси: «Господин председатель, 2016 год – это 30-летие годовщины аварии на Чернобыльской АЭС и пятилетняя аварии на Фукусиме. Беларусь в полной мере испытала на себе последствия Чернобыльской катастрофы, преодоление этих последствий потребовало колоссальных ресурсов. Несмотря на достигнутые успехи, и сегодня сохраняется ряд проблем. Рассматриваем МАГАТЭ в качестве стратегического партнёра. Масштабные ядерные аварии в Чернобыле и Фукусиме подчёркивают абсолютный приоритет вопросов обеспечения ядерной безопасности».

Ядерные технологии – это, конечно, не только доступность относительно недорогой энергии, но и чистая вода, радиационная медицина, новые виды продовольствия. Возможно, поэтому, запуская ядерную программу, страна попадёт в особый клуб. С масштабными перспективами и столько же масштабной ответственностью.

От Вены до Островца порядка тысячи 200 километров. Не так уж много, если посчитать, сколько часто эксперты МАГАТЭ приезжали и будут приезжать в Беларусь, пока возводится Островецкая станция. Не проходит дня, чтобы в кулуарах генконференции не подчёркивали: Беларусь не прячет свою АЭС.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж
География:
Австрия