Спор, тянувшийся с начала года, урегулирован. И Беларусь, и Россия сделали шаги навстречу – в Москве подписан соответствующий протокол. О его деталях доложили Президенту.
Документ согласован на уровне вице-премьеров Владимира Семашко и Аркадия Дворковича. Камень преткновения – газ. В связи с падением мировых цен на энергоносители Беларусь посчитала действующий тариф в 132 доллара за тысячу кубометров несправедливым. К слову, он в два раза превышает так называемую внутрироссийскую цену. Спор привёл к снижению поставок российской нефти. Дело не только в финансах, но и в отношении – подчёркивает Президент. Равные условия для субъектов хозяйствования двух стран – на этом настаивает Александр Лукашенко.
Стороны договорились, что Россия уже в этом месяце будет поставлять нефть в полном объёме, а Беларусь, в свою очередь, вернёт на прежний уровень тарифы на транзит сырья. Кроме того, прописан новый механизм расчёта цены на газ. Его стоимость, по заявлению вице-премьера, должна существенно снизиться. Правда, пока новый тариф не разглашают.
Владимир Семашко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Самое главное, мы протоколом обозначили траекторию снижения цены на все последующие годы. Причём до 2025 года у нас две точки. Мы должны в соответствии с соглашением о создании ЕЭАС к 1 июля 2019 года создать единый рынок электроэнергии. Для нас это означает, что мы должны прийти к тем ценам на электроэнергию и все производные от неё, которую имеет Россия, а в России они существенно ниже. А к 1 января 2025 года мы должны создать единый рынок нефти и газа. Это важно, то есть в протоколе описана эта траектория».
Взамен Беларусь вернёт деньги, которые не доплачивала российской стороне. Однако долгом это в правительстве не называют, ссылаясь на то, что Беларусь исходила из существующих договорённостей.
Владимир Семашко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Вообще могли иметь возможность и более 50 долларов с каждой тысячи кубометров оставлять у себя. То, что оставляли 25, – это наш компромиссный шаг навстречу Российской Федерации. Поэтому, поскольку Россия пошла на другие уступки, мы говорим: вернём накопленную сумму. Я даже её не называю долгом. Юридически мы всегда были абсолютно правы. И как результат того, что мы юридически правы, Россия сделал такие шаги навстречу нам. А называть цифры я не имею права пока».
По протоколу срок возврата – ближайшие две недели, однако Беларусь собирается обратиться к российским партнёрам с просьбой о рассрочке. В целом подписанный в Москве протокол называют «рабочим». Он предполагает корректировку отдельных соглашений между правительствами Беларуси и России.
Подробности – в видеоинформации
Подписывайтесь на нас в Telegram