В Минске с визитом находится делегация Архангельской области России – впервые, оттого от встреч много ждут. О том, что Беларусь заинтересована в интенсификации взаимодействия, заявил Президент. Так чем же Минск и Архангельск, между которыми почти полторы тысячи километров, интересны друг другу?
Суровый север России, расцветающий летом. Архангельская область – самая большая область Европы. Её площадь сопоставима с некоторыми европейскими странами: Украиной, Францией, Испанией. Здесь строят суда и добывают алмазы, валят лес и качают нефть. И пусть между Минском и Архангельском почти полторы тысячи километров, регион для Беларуси может стать ближе, чем принято считать.
Визиты российских губернаторов в Беларусь в последнее время случаются едва ли не еженедельно. В глобальном смысле понятно, что нужно навёрстывать товарооборот, который по итогам прошлого года просел. Но каждый отдельный регион интересен по-своему. Обмен товарами с Архангельской областью за 2014 год потянул на 200 миллионов долларов – плюс 15%, чем на год ранее. Основа экспорта – мясо и сахар. А вот в Беларусь везут сырую нефть, целлюлозу и бумагу – то, чем в общем-то богат регион.
С архангельским главой Игорем Орловым у Президента – первая встреча. Но это не просто повод присмотреться друг к другу поближе. За час стороны нашли с десяток точек соприкосновения.
Глава государства предлагает сразу говорить о проблемах, чтобы разрешить, не откладывая в долгий ящик. Так, большинство поставок белорусских товаров на российский север происходит не напрямую, а через сети отечественных производителей в Санкт-Петербурге. Так дольше и дороже, но стороны уверены: это только пока.
Сегодня белорусы готовы, если нужно, даже ехать на север. Создавать и комплектовать молочно-товарные фермы, проектировать и строить агрогородки. Ко двору придётся лесозаготовительная техника, а карьерные самосвалы помогут в той же добыче алмазов – их на территории Архангельской области обнаружили сравнительно недавно и там сосредоточена пятая часть всех российских запасов. Ну и, конечно, продовольствие. Вся российская делегация – а в ней представители самых разных направлений от леспрома до туризма – попробовали белорусские товары на вкус.
Минский молочный завод №1 – одно из старейших предприятий страны – ориентировано на экспорт. В прошлом году отгрузки зарубеж потянули на 50 миллионов долларов. Но жители российского севера – явно не избалованные молочными продуктами – потребитель, к которому здесь готовы стать ближе.
Николай Шашлаков, генеральный директор агрофирмы «Вельская» (Россия): «Всё очень нравится, молодцы ваши производители, всё попробовали. Нигде не видел их на прилавках. Нету. Не развито. Думаю, что ваша торговля сегодня с нашей договорятся и примут какие-то решения, и появится продукция на наших прилавках».
Игорь Орлов, губернатор Архангельской области России: «Мы увидели качество. Большое разнообразие, и, что ещё более важно, я увидел желание наладить контакты с нашими переработчиками, торговыми сетями. В целом с нашим регионом. Это находит отклик и у нас. Мы как регион северный – с особыми требованиями: очень хотим найти тех партнёров, которые, с одной стороны, представляют нам свою продукцию – более дешёвую и интересную, с другой, мы свой ресурс, который до сих пор не находил применения в Беларуси. Потому что рыбы океанической, которую мы вылавливаем, – у вас явно её не хватает».
Чтобы все задумки быстрее претворились в жизнь, прошли переговоры и в правительстве. Кстати, Совет министров продлил на этот год соглашение со Сбербанком России. По нему банк кредитует потребителей, которые покупают белорусскую технику, а проценты по кредиту снижаются за счёт бюджета Беларуси. Но главное – сегодня парафирован проект соглашения между правительствами Беларуси и Архангельской области. Это в будущем и упростит логистику, и поможет приблизить цены поставок к заводским.
Традиционно прочность связей с российскими регионами подчёркивает и общее прошлое. Дань ему – возложение цветов к монументу Победы в Минске.
Но это ещё не точка визита. Завтра делегация Архангельской области побывает на нескольких белорусских предприятиях: «МАЗ», «БелАЗ», «Амкодор» – визитные карточки Беларуси, о которых знают даже на крайнем севере.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram