Беларусь-2016. Промышленные итоги года

547

«Вы не решите проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привёл вас к этой проблеме». Казалось бы, цитата бизнесмена-миллиардера, но нет, автор – Альберт Эйнштейн. И слова физика как никогда актуальны сегодня для промышленника. 2016-й для белорусских заводов стал годом, когда нужно обратить внимание на нерешённые проблемы – чтобы избежать новых. Экономический парадокс: продают больше, а выручка меньше. С накатанных рельсов пришлось уводить не только составы с продукцией, но и саму модель ведения бизнеса. И в этот момент в лидеры вырвались те, кто просчитывал стратегию на десять шагов вперёд.

Это кадры (см.видео – прим.ред.) апрельского репортажа «Контуров» из Витебска. Директор завода автоподъёмников делится планами: нарастим производство, откажемся от импорта, сократим себестоимость – и к концу года выдадим увеличение по рентабельности. За кадром остался скепсис съёмочной группы: ничего не выйдет – кризис.

Проблема – в квадратных метрах. «Витстройтехмаш» сейчас занимает площади бывшего завода железобетонных изделий. Помещения по профилю, мягко говоря, не совсем подходят. Но уже в этом якобы крайне сложном году компания переезжает на новый завод. Больше площадей – больше возможностей.

Декабрь – и Андрей Сидоров проводит экскурсию уже по новому цеху. Было – 14 машин в месяц, стало в два раза больше, и дело не только в «квадратах». Отказались от крупноузловой сборки, вложили полмиллиона долларов в оборудование – и это уже совсем другое производство и другие подъёмники.

Андрей Сидоров, директор предприятия «Витстройтехмаш»: «Каждые 6-8 месяцев мы их обновляем, модернизируем, как-то переделываем, потому что сегодня рынок диктует свои условия. Если мы будем выпускать одно и тоже, мы потеряем клиента, рынки сбыта, мы потеряем всё».

Важная деталь – конструкторы начали работу над чертежами на 2016-й пять лет назад. Это та самая стратегия, которая страхует от внешних шоков. Даже если покупателей продукта во всём мире не так много. Речь уже о БелАЗе – это кадры из Жодино (см. видео – прим.ред.). Пётр Пархомчик на фоне машин для Индонезии рассказывает об инвестициях в 300 миллионов долларов на снижение себестоимости самосвалов. Мол, только так можно бороться с конкурентами. И интервью в конце ноября – как говорится, только цифры: ёмкость мирового рынка карьерной техники просела на 32%. При этом Caterpillar в продажах упал на 44%, Hitachi и Komatsu – на 33-34%, Liebherr сработал на минус 85%. БелАЗ – единственная компания, которая сработала на +5%.

Андрей Валько, главный инженер Слуцкого завода подъёмно-транспортного оборудования: «Ну, новый БелАЗ 450-тонник, мы, естественно, пока не поднимем, но наши краны работают на БелАЗе, в цехах».

Слуцкие краны поднимают жодинские самосвалы, БелАЗ же помогает поднимать на новый уровень государственно-частное партнёрство. «Контуры» рассказывали о симбиозе активов частников (это станки и технологии) и госпредприятия – это, в первую очередь, производственные площади. 2016-й вообще стал годом, когда к неиспользуемым помещениям бизнес стал серьёзнее прицениваться, а государство – охотнее делиться. В феврале в шестиминутный репортаж из Слуцка удалось вместить, наверное, всё – объём работ был минимальный. А сейчас есть из чего выбирать: краны на внешний рынок, для Белорусской атомной станции или этот (см.видео – прим.ред.) – для «Беларуськалия».

Денис Шароваров, начальник производства Слуцкого завода подъёмно-транспортного оборудования: «Грузоподъёмность его 32 тонны, длина – 54 метра. При всём промышленном потенциале нашей страны ни в советское время, ни после него таких проектов не реализовывалось. Это гордость наша и серьёзная инженерная задача».

И ещё большая гордость – уметь предложить покупателю не то, что он уже хочет, а то, что ему нужно, но он об этом пока не догадывается. То есть можно реагировать на требования рынка, а можно считывать тенденции и играть на опережение. Так делают в компании «Адани» – о ней мы рассказывали в начале года. Иногда здесь вообще продают не товар, а концепцию.

Владимир Линёв, генеральный директор компании ADANI: «Вот смотрите! Этого изделия ещё нет! Оно создаётся для того, чтобы протестировать рынок… Мы его превратим в рекламные проспекты, техническое описание, техническое предложение и будем показывать».

Новое интервью с Владимиром Линёвым пишем даже не с колёс – с крыла: гендиректор только вернулся из Китая. На эту страну, кстати, обратили внимание многие, но далеко не все точно знают, как там продавать. Ведь для того, чтобы завоевать рынок, нужно хорошо понимать менталитет заказчика.

И это лишь несколько примеров предприятий, которые предвидели сложности, но знали, как будут с ними справляться. А успешных производств много, и методы у всех разные: на «Технолите» двигатель бизнеса – уникальная научная идея, на Туровском молочном комбинате упор на продукт премиум-класса, «Штадлер» предлагает импортные технологии по цене отечественных, «Белкоммунмаш» сделал ставку на электробус нового поколения, в свою очередь «Атлант» – на удовлетворение любого каприза покупателя. Они такие разные, но всё-таки вместе: все эти заводы объединяет понятие «инновационность». В оборудовании, менеджменте, кадрах и головах руководителей.

И речь не о том, что отстающим нужно копировать какую-то из этих моделей развития бизнеса. В конце концов, у каждого свой путь. Но очевидно, что делать неверные шаги не зазорно, куда хуже – не делать выводов или вообще ничего не делать. А у тех, для кого 2016-й был годом проб и ошибок, 2017-й наверняка станет годом дивидендов и новых вызовов.

Корреспонденты:
Игорь Тур Олег Шапель