Беларусь-Зимбабве. Закулисье визита Президента

Итоги визита Александра Лукашенко в Зимбабве

Беларусь-Зимбабве. Закулисье визита Президента

Неандертальцы могли вымереть из-за вражды с Homo sapiens. По крайней мере, так принято считать. А человек разумный вообще-то, на секундочку, родом из Африки. И если следовать этой логике, то все мы немножко африканцы. К чему это? Визит Александра Лукашенко в Зимбабве наделал много околополитического шума, но, честно говоря, не такая уж это и неожиданность. Скорее, логическое продолжение. Да, Африка многими до сих пор остается непонятой, а потому пугающей. А уж тем более ее юг. Но и до нас туда ступала нога белого, простите, человека. Африканское гостеприимство проверено на себе.  


Эти пейзажи легко можно принять за белорусскую пастораль. Небо в облаках, реклама тракторов да кукуруза у дороги – чем не Пуховичский район? Но как обманчиво это первое впечатление! Как говорится, не ходите, дети, в Африку гулять! Нет, она, конечно, и не ужасна, и не опасна. Африка очень… своеобразна. Это становится понятно, как только въезжаешь в Хараре.

Но даже этот колорит – еще не колорит. Хочешь узнать, чем живет город, – выйди на улицу c наступлением вечера. И пусть туристам не рекомендуют, но мы-то ведь по делу!

Что можно сказать по первым впечатлениям – в Хараре на нас реагируют очень бурно. Надо сказать, что белое население здесь было – где-то до 5% до 80-х годов. Вот эти возгласы – не очень понятно, это агрессия или нас таким образом приветствуют. Но сейчас белых людей осталось очень и очень мало. Ну, по-моему, это была, скорее, радость, чем агрессия. В общем, и летели мы сюда в основном с представителями коренного населения. А встретить на улице человека с белым цветом кожи – это, я так понимаю, редкость.

Говорят, в Зимбабве все белые друг друга знают. Все потому, что история страны полна хитросплетений. Бывшая британская колония с обретением независимости изгнала наследников колонизаторов. Южная Родезия – слыхали? Нет? Тогда мы квиты.

Но все меняется – стоит показать им фото Президента. Мы, конечно, немного схитрили, выбрав фотографию с двумя лидерами. Так и выяснилось: человек рядом с Эммерсоном Мнангагвой автоматически уважаемый человек.

«Знаете этих людей?»

«Да-да! Это наш Президент и Президент Беларуси. Только не знаю, как его зовут».

«Наш Президент – хороший человек. Он многое пытается сделать в сельском хозяйстве, чтобы мы могли бороться с изменениями климата, чтобы могли производить больше. И если бы вы привезли нам больше оборудования, было бы только лучше».

«Приятно с ним познакомиться! Он точно хороший мужик, раз сотрудничает с нашим Президентом. Понимаете, у нас особенная страна, и он очень много делает для нас».

«Зимбабве – прекрасная страна. И мы ценим, что к нам приехал президент из Европы. Не могу произнести его имя: оно очень сложное, но мы это ценим».

Вывод из этого такой: если отбросить предрассудки, как это когда-то сделал сам Александр Лукашенко, то Африка улыбнется вам во все свои 32 белоснежных зуба. Но детям, пожалуй, все-таки не стоит в Африке гулять.

Раскаленное солнце не остановит сотни людей от приезда в аэропорт – благо он совсем рядом с городом. Церемонию встречи Президента Лукашенко, конечно, сделают сторонники президента Мнангагвы. Этот горячий во всех смыслах прием не оттого, что белый человек – это диковинка. Белый человек – носитель знаний. И белорусский президент таковым, безусловно, является.

Чтобы в этом убедиться, достаточно внимательно посмотреть, что происходит с Зимбабве. Эммерсон Мнангагва всеми силами пытается вывести страну на новый уровень. В пакете его реформ важнейший пункт – механизация сельского хозяйства. Белорусские тракторы здесь любимы и почитаемы.

Беларусь уже поставила в Зимбабве 2 тыс. тракторов. Чуть больше за год уходит на внутренний рынок – в аграрной-то Беларуси! Новый этап сотрудничества предполагает еще 3,7 тыс. И Александр Лукашенко не постесняется рассказать, с чего все начиналось…

И вот в прошлом году в Зимбабве собрали самой большой за полвека урожай пшеницы. Это экономит стране $300 млн. К слову, прошлый год отметился еще одним рекордом – по добыче золота. Оно на третьем месте по доходу от экспорта – после табака и… лития. С ним тоже интересно. Правительство запретило экспортировать необработанный литий. На продаже чистого сырья страна теряет почти €2 млрд. А все потому, что цена на него всего за два года выросла на 1100%. С точки зрения природных ресурсов, Африка – богатейший континент. И Александр Лукашенко это прекрасно знает.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Без Африки не может быть перспективы в мире вообще. Здесь ресурсы, здесь люди, здесь люди с каждым годом становятся все образованнее. Сюда идут новейшие технологии. Без Африки мир развиваться не может. Поэтому мы здесь. Поэтому здесь все сильные мира сего. И США, и Китай, и Россия, и Великобритания. Весь ЕС. Будущее за Африкой».

Так кто там говорит, что Зимбабве – бедная страна? Нет, она очень богата, но расточительна. Была. А когда решила избавиться от этой колониальной привычки, в ответ получила санкции. Запад – такой Запад!

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Санкции американцы ввели против вас не потому, что вы недемократичны, а потому что вы решили взять под контроль свою страну и полезные ископаемые. Вы не пускаете сюда разного рода международных проходимцев и жуликов, чтобы они пользовались вашими недрами. В этом причина санкций. Вас снова, как это было в прошлые века, хотят поставить на колени. А Президент и власть Зимбабве этого не хотят. Вот отсюда санкции».

Вот вам и весь геополитический расклад. Но лицемерие санкций еще и в том, что они совершенно не мешают Западу поставлять в Зимбабве свою технику. Так что Беларусь – хоть и друг, но тоже борется за свое место под африканским солнцем. Хорошо, что деньги решают не все.

Да, у них не все есть и они не все умеют, но хотят учиться. И это главное. Не зря ведь говорят: не стыдно не знать, стыдно не учиться. Да, их голоса громки, а танцы эксцентричны, но эти не всегда понятные нам особенности культуры не делают из африканцев людей другого сорта. И с чувством юмора у них точно все в порядке. Ведь они сами шутят в духе: ну что с нас взять, если наш самый известный водопад назван в честь британской королевы Виктории? Да, мир знает его по этому названию. Но на языке коренного населения эти бурные потоки воды всегда называли Моси-оа-Тунья – «Гремящий дым». И, пожалуй, прошли те времена, когда им можно было что-то навязать. Так что приезжайте в Африку… гулять!

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Анна Пыж
Операторы:
Дмитрий Буй