Беларусь вводит запрет на железнодорожный транзит группы товаров из Литвы

Обновлено
Беларусь вводит запрет на железнодорожный транзит группы товаров из Литвы

Беларусь ввела запрет на железнодорожный транзит группы товаров из Литвы. Об этом заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел нашей страны Анатолий Глаз.


Глаз напомнил: Литвой ранее был запрещен транзит белорусских товаров через порты этого государства. Белорусская сторона предлагала урегулировать вопросы в правовом поле, но Литва на диалог не пошла.

Незаконное решение правительства Литвы о прекращении транзита белорусских калийных удобрений грубо нарушает нормы международного права и обязательства литовской стороны. В их числе – соглашения об условиях транзита грузов Беларусью с использованием транспортной инфраструктуры соседей.

По сути, Вильнюс обязан предоставлять Минску транзит как стране, не имеющей выхода к морю. Но своим шагом правительство Литвы ещё раз перед всем миром расписалось в собственной нецивилизованности и ненадежности в качестве торгового партнера.

Накануне премьер-министр Беларуси Роман Головченко анонсировал жесткие ответные меры на прекращение Литвой транзита белорусского калия.

Последние составы с удобрениями въехали в Литву накануне. Сегодня поставки прекращены. К концу недели обещано вернуть в Беларусь около 800 пустых вагонов. МИД прокомментировал ситуацию с прекращением транзита белорусского калия через Клайпеду.

Анатолий Глаз, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси: «В таком контексте данный шаг представляет собой элемент гибридной агрессии в отношении Беларуси, направленный на нанесение прямого экономического ущерба благосостоянию белорусского народа. Белорусская сторона неоднократно предлагала консультации для урегулирования вопроса в правовом поле. Официальный Вильнюс отказался, преследуя цель за счет своих налогоплательщиков нанести белорусам максимальный ущерб. Нами принято решение о запрете перевозок транзитом по своей территории, следующих из Литвы железнодорожным транспортом, нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях Литовских железных дорог. По территории Республики Беларусь таких грузов перевозится более 1,5 млн тонн на сумму более 1 млрд долларов США ежегодно».

Наш запрет вступит в силу 7 февраля. При этом Беларусь, заявили в МИДе, сохраняет открытость к диалогу и всегда готова выслушать предложения официального Вильнюса по решению всех вопросов в правовом поле. Убытки для Литовской железной дороги и Клайпедского порта могут быть весьма ощутимыми. Также многомиллионные потери ожидаются по судебным искам, которые уже предъявлены Вильнюсу, и штрафным санкциям.

Андрей Абрамчук, начальник железнодорожной станции Лида: «На данный момент на станции Лида находится 4 состава с калийными удобрениями. Груз принят к перевозке 31 января в соответствии с заявками, согласованными, в том числе, с Литовской железной дорогой. Но по непонятным причинам Литовская железная дорого отказывается в приеме данных грузов».  

Тем временем, предприятия – экспортеры Литвы – опасаются убытков из-за роста издержек на поставки товаров зарубежным клиентам. Когда белорусскую границу закроют для железнодорожного транзита, многим компаниям придется аннулировать контракты с партнерами либо выбрать другой маршрут, а это увеличит затраты.

К слову, пострадавших от этих санкций будет даже больше, чем предполагалось. Ситуация уже задела другие страны. Литовские железные дороги отказались согласовать на февраль заявки на транспортировку на территорию страны нефтепродуктов и других грузов из России и Казахстана. Причина – опасения пропустить санкционную белорусскую продукцию. При этом транзит нашего калия уже переориентирован на российские порты. В плане логистики новые маршруты менее маржинальны, но за счет общемирового роста цен «Беларуськалий» может даже выиграть. Появилась и информация о первом возможном контракте после введения санкций – Индия хочет закупить большой объем калия у нашей страны – миллион тонн.  

Фото: Pixabay / носит иллюстративный характер

Подписывайтесь на нас в Telegram