Беларусь построит собственный морской порт! Это обсудили на совещании у Лукашенко во Дворце Независимости

Беларусь построит собственный морской порт! Это обсудили на совещании у Лукашенко во Дворце Независимости

Экономический вопрос без политических эмоций. Лавировать от спекуляций недружественных стран – сегодня особенно ценно. Считай, независимость. Равно как и собственная портовая инфраструктура. Ведь выход к морю всегда был значительным преимуществом.


А потому и диверсификации экспорта в условиях транспортных блокад на самом высшем уровне – особое внимание. Беларусь приняла решение по созданию портовых мощностей на северо-западе России – заявление по итогам совещания во Дворце Независимости. И, судя по всему, это только начало. Договоренности с Кремлем есть.  

Использовать каждый свободный метр российских портов для отгрузки товаров – задача максимум от Президента. Как осуществиться белорусской мечте?

Самый глубоководный в акватории Питера. Бронка – его предпочитают международные перевозчики. И ведь резонно. Для работы сплошь плюсы – удачное расположение, отдельные выезды на магистрали, железная дорога ведет прямо в порт. Удаленность от жилых кварталов помогает избежать простоя в пробках после таможенного оформления и получения груза. И эта жемчужина в нашем распоряжении.

Договорились, что называется, еще на берегах Москвы-реки. Решение о строительстве терминала на российской Балтике было принято в феврале на встрече лидеров Беларуси и России.

А уже в июне Александр Лукашенко лично ознакомился с ходом строительства. Тогда же там пошла первая перевалка наших минеральных удобрений. Да, порт мощный, однако его нам не хватит. Надо расширяться.  

На суше, понятное дело, заявление подняло волну – журналисты уже давно жаждали подробностей на счет проекта. Шутка ли – собственные портовые мощности у страны без выхода к морю?! Впрочем, Президент подчеркивает – время не просто обсуждать, пора реализовывать.

Особенно остро для Беларуси стоит вопрос перевалки калийных удобрений. Предыстория (это то, что Президент назвал несчастьем) стара как мир – есть вечно недовольный Запад, следствие – санкции и через порты Балтийских стран больше не экспортируем. Следом – трудности с логистикой из-за ситуации в Украине. Словом, транспортные блокады повсюду.

Благо успели переориентировать часть экспорта на российские порты. Сегодня сотрудничаем с 9-ю на разных морях. И на льготных условиях. Альтернатива – вот политический девиз 2022-го. Кто ищет – всегда находит.

Беларусь хочет переориентировать миллионы тонн своих грузов. В прибыли остались бы все. Ну, может, кроме бывших. Клайпеда практически лишилась транзита – грузооборот достиг дна. Больше всего пострадала перевозка сыпучих грузов: по сравнению с апрелем прошлого года снижение на 73%. И пока мощнейшие в свое время порты покрываются соленой ржавчиной, мы прокладываем выход к морю.

Построить собственную портовую инфраструктуру нужно еще и с минимальными затратами, требует Президент. Премьер-министр доложит – посмотрели, посчитали. Есть приемлемые варианты. Что еще важно, ошибки прошлого учли – не концентрировать всю перевалку (как это было в Прибалтике) в одном месте. Тем не менее, одному новому портовому проекту быть, это уже решено. Правда, место пока в тайне.  

И вот еще один парадокс «сотрудничества» с Литвой. Договор о транзите белорусских удобрений из-за санкций прибалты аннулировали. А о том, что акционер терминала в Клайпеде белорусская кампания, – про это как будто забыли.

Решения по калию нужно принимать молниеносно – это уже ни для кого не секрет. Как бы он ни стал цианистым для всей мировой экономики. Всемирный банк прогнозирует рост цен на удобрения в этом году на 70%. Это если на рынок не вернутся поставки из Беларуси. Дальше по цепочке. Международные организации бьют тревогу из-за калийного кризиса, мол, в ближайшее время мир ждет сильнейший со времен Второй мировой войны голод. А Беларусь и Россия по-прежнему на одной волне – в вопросах перевалки грузов в том числе.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram