Беларусь открыла границы для всех, кто пожелал почтить память ушедших родственников

Беларусь открыла границы для всех, кто пожелал почтить память ушедших родственников

Сегодня особый праздник для миллионов верующих. В храмах зажигают свечи, а к местам захоронений с самого утра шли целыми семьями. Приезжали издалека, и даже из-за границы – чтобы отдать дань памяти предкам. Беларусь сделала все возможное, чтобы для посещения могил не было никаких преград – ни физических, ни политических.


Искренние слова молитвы, цветы и свечи. На Вороновском кладбище в Гродненской области почтить память родных пришли целыми семьями.  

Ирина Войшнис: «Да, мы чтим этот праздник каждый год, мы приходим сюда – это считается как в гости приходишь к своим родственникам. Нужно сохранять и приучать детей, потому что современное общество от этого немножко отдаляется».

Из Хойницкого района семья Назаренко переехала в Вороново 11 лет назад. Здесь вырастили детей и похоронили близких. Праздновать Радуницу – семейная традиция. Утром помолились в церкви, затем зажгли свечи на кладбище.

Иерей Игорь Волошин, настоятель храма святого великого благоверного князя Александра Невского: «Главное – это пойти в храм, помолиться за своих усопших родственников, по возможности – посетить их могилку, похристосоваться, ибо с Воскресением Христовым мы идем на могилки и приветствуемся с нашими усопшими сродниками, как с живыми, потому что после Воскресения Христова нету смерти – есть успение, временное расставание».

В Вороново, которому почти 500 лет, переплелись не только народные и христианские традиции. Здесь в мире и согласии соседствуют две конфессии – православие и католичество. И все праздники отмечают вместе. На местных кладбищах в приграничном поселке – не только белорусы. До Литвы отсюда рукой подать.     

Иван из Шальчининкая – это литовский поселок в пяти километрах от белорусской границы. В приграничной зоне в Беняконях похоронена вся семья – отец, брат и мать. Завтра годовщина со дня ее смерти.

Иван Серафинко: «Свечу вечером зажгу и поеду, понимаете, специально привез вкладыши, чтобы помнить мать, все-таки самые близкие, я один остался. Это святое – они даже помогают – в душе».

Таких как Иван, и литовцев, и латышей, на приграничных кладбищах немало. После введения безвизового режима количество граждан этих стран, которые едут в Беларусь, заметно выросло. Через пункт пропуска «Бенякони» только за первые дни мая в нашу страну по безвизу въехали почти 700 человек.

Витольд Кульнис: «У меня родители, бабушка, дедушка на кладбище в Гераненах лежат. А визу я не мог получить. Евросоюз идет не туда, куда хотелось бы, но мы, простые люди, не можем ничего изменить».

Янина и Иосиф Код: «Столько не ездили, теперь вот появилась возможность – едем навещать кладбище».

Помимо безвиза, на Радуницу Беларусь упростила процедуру получения пропуска в погранзону.

Михаил Кузнецов, официальный представитель Лидского пограничного отряда: «В преддверии дня поминовения усопших – пропуск в пограничную зону и пограничную полосу для посещения мест захоронения выдается в день обращения, тогда как эта процедура обычно занимает до 5 дней. Для граждан же, которые следуют в рамках безвизового въезда, достаточно отметки в паспорте о въезде в Республику Беларусь. С этой отметкой они могут посетить захоронения своих близких, которые находятся в пределах пограничной зоны».

В Витебской области вдоль погостов в этом году много машин с российскими номерами. Чувашия, Московский регион, Нижегородская область, Смоленская. Полтора месяца назад Россия сняла все ковидные ограничения на пересечение границы с Беларусью. Пауза длилась два года. В сотне метров от границы в Лиозненском районе десяток кладбищ.   

Владислава Михайлова (г. Смоленск): «Никого не пускали, тяжело было проехать, теперь уже хорошо, собираются люди и у нас, и у Вас».  

Название разные. Смысл один – поминание усопших и радость за их новую жизнь – вечную. Беларусь – одна из немногих стран, где этот день объявляется выходным. В России в этом году он выпал на длинные майские, и многие смогли приехать навестить могилы родных.

У Юлии Кошельковой под Лиозно похоронена мать. В Беларусь она приехала с мужем и детьми, сама когда-то еще ребенком познакомилась с белорусскими традициями.   

Юлия Кошелькова (г. Смоленск): «Раньше мы еще в детстве приезжали с бабушкой, на целый день с утра на поезде, и целый день здесь сидели, поминали, но не плакали, всегда добрым словом всегда весело и хорошо».

Церковный праздник объединил на нашей земле белорусов и россиян, литовцев и латышей. У памяти нет национальности – как нет границ и расстояний.

Подписывайтесь на нас в Telegram