Беларусь обеспечит Приморский край большегрузной техникой и специалистами в сфере строительства и сельского хозяйства

Обновлено
Беларусь обеспечит Приморский край большегрузной техникой и специалистами в сфере строительства и сельского хозяйства

Итоги официального визита на Дальний Восток. Несколько дней Президент Беларуси с делегацией находился на другом краю Союзного государства. И за это время в отношениях двух стран определился «тон». Сотрудничество не только в геополитике и экономике, но и в отраслях, которые отдельно белорусам недоступны. Однако и россиянам, как выяснилось, нужна в них помощь. О проектах, которые определяют будущее союза Беларуси и России.


В пять утра сегодня официальная делегация вернулась в Минск. Преодолев в обратную сторону семь часовых поясов и пережив во второй раз ощутимый джетлаг (когда из-за разного времени путается день-ночь), многие почти сразу отправились на работу.  Министр сельского хозяйства шутит, что утром специально позвонил в кабинеты коллегам – проверил. А если серьезно, несмотря на тяжелый перелет, результаты у визита во Владивосток значительные. От договоренностей в космической отрасли до вполне земных – открытия новых магазинов белорусских продуктов, все успели обсудить.

Это при том, что пять лет назад на полках дальнего Востока не было ничего белорусского. Это можно было бы легко объяснить той самой дальностью региона. Но по факту, как показывает практика, работать (как минимум продавать и покупать) можно всем и у всех. Было бы желание. Переговоры с приморским губернатором Олегом Кожемяко были хоть и официальными по статусу, по настроению – очевидно дружескими. В Минске россиянин – частый гость. Каждый раз (9 в сумме) он приезжал и уезжал с контрактами. И теперь, когда понятно, что ворота на российский рынок для белорусов распахнуты максимально широко, это партнерство может взлететь, как ракета.

Все Приморье и конкретно Владивосток переживает строительный бум. Президенту показали и новое хореографическое училище на острове Русский (оно будет частью крупного российского кластера), и Федеральный приморский университет с его научными разработками (оценил глава Белорусской академии наук). Все это не только цифры, проекты, но и люди – а это самое главное. Строить общие производства (именно этим займется Минск и Владивосток уже завтра) нужно с умными, современными подходами. Только это может помочь обойти японских и корейских конкурентов.

Там, где белорусы если не обгоняют, то идут вровень («Катерпиллер», «Джон Дир») – речь идет о конкретных контрактах. Приморье готово купить боле двух десятков белорусских БелАЗов. Это не первый опыт сотрудничества, наши машины хорошо себя зарекомендовали.

Торговля, производство, обмен технологиями и отдельно космос. Восточный – новый этап в отношениях россиян и белорусов. Проект всего с десятилетней историей и уже успешными запусками. Темп не сбавляет. Космодром, с которого в перспективе смогут стартовать на орбиту и белорусские космонавты, который будут возводить белорусские строители и который делает космос – союзным. Еще несколько лет назад о таком тесном партнерстве даже не говорили.

Масштаб Восточного – 700 кв. км. По территории это как Сингапур или Бахрейн. На трёх стартовых площадках было уже 11 запусков. И это не финал строительства. Объемы огромные, стройка рассчитана еще на восемь лет. Работы сейчас – большой вклад в будущее. Запуск новых спутников (у Беларуси и России уже есть успешный опыт), подготовка белорусских космонавтов, белорусские имена, которые уже в этом клубе на слуху. Благодаря Климуку, Ковалёнку, Новицкому и не одной разработке Академии наук, а теперь еще и Восточному, Беларусь может легко претендовать на ещё более высокий статус в космическом клубе.

Переговоры на космодроме Восточном в День космонавтики точно войдут в историю. И освоения космоса и мировой политики. Уж очень символично. Тем более что президентов, конечно, спрашивали, и о том, как изменились отношения двух стран в нынешней геополитической ситуации.

В общем, эта поездка очень четко задала тон всем отношениям с восточным партнёром. Россия открыта. И, как показала практика, даже край огромной страны может стать «крайне доступным», если все настроены работать. «Владивосток Минск не отпускает». И не собирается. И это взаимно. Может быть, потому, что здесь 30% населения с белорусскими корнями? От этого, говорят, и атмосфера хорошая, и переговоры идут легко. Люди друг друга понимают, как близкие, за далекие 10 тыс. км.

Подписывайтесь на нас в Telegram