Беларусь – Китай: всепогодный уровень отношений. Что это значит для Беларуси и какие перспективы открываются?

Беларусь – Китай: всепогодный уровень отношений. Что это значит для Беларуси и какие перспективы открываются?

Не зависеть от внешних факторов и мировых раздражителей. У сотрудничества Беларуси и Китая – новый статус. Свою роль явно сыграл рекордный товарооборот по итогам года и схожие взгляды на геополитическую ситуацию и санкции. Декларацию Александр Лукашенко и Си Цзипьнин подписали на саммите Шанхайской организации сотрудничества.


Место, где он прошел, во многом символичное. Самарканд находился на древнейшем Великом Шелковом пути, а Беларусь – уже часть нового экономического пояса. Железное братство, всепогодное партнерство, стратегическое сотрудничество – что стоит за этими эпитетами?

Рекорд за рекордом – такова констатация товарооборота между Беларусью и Китаем. В прошлом году вплотную подошли к 6 миллиардам долларов. Только в первом квартале нынешнего наторговали больше, чем на миллиард. По таким позициям, как молочная сыворотка, мясная продукция, рапсовое масло, калийные удобрения, – мы в десятке поставщиков.

В Китае аккредитовано больше сотни наших производителей продуктов питания. Общие интересы и проекты в транспорте, образовании, науке, космосе, высокотехнологичной медицине. Страны постоянно искали точки соприкосновения и роста. И добились прорыва в отношениях Минска и Пекина, резюмируют на встрече в Самарканде Александр Лукашенко и Си Цзиньпин.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вы всегда были не просто крепким и надежным другом, но и серьезной опорой в это непростое время. Какое время, вы не хуже меня знаете. Хочу подтвердить нашу нацеленность на углубление отношений. Всегда поддерживаем Китай во всех принципиальных вопросах. И даже если нас хотели упрекнуть, не нашли бы причины. Так будет всегда. Мы надежные друзья. Чего бы нам ни стоило, этой политики и практики мы будем придерживаться. Благодарен вам, что опять же в непростое время нашли в себе силы, чтобы вывести наши отношения на новый уровень. Такой друг в Европе, как Беларусь, будет полезен как для Шанхайской организации сотрудничества, так и КНР».

Согласитесь, это показательно: быть так далеко, но так тепло и часто общаться (больше десятка раз), создавать условия для притяжения капитала и технологий. Примечательно, что Си Цзиньпин еще в должности заместителя председателя Китайской Народной Республики был в Беларуси в 2010 году. Спустя пять лет, уже как глава Китая, оценил строительство «Великого камня», его назвал жемчужиной экономического пояса Шелкового пути. Индустриальный парк, действительно, – экономическое украшение двусторонних отношений. 9 десятков резидентов с инвестициями больше чем на миллиард долларов.

«30 лет с момента установления дипотношений – период непрерывного поднятия китайско-белорусских отношений на новые высоты». Так считает китайский лидер. Министерство иностранных дел Китая опубликовало официальный комментарий недавней встречи в Самарканде:

«Установление отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства – это исторический прорыв. Си Цзиньпин высоко оценил твердую поддержку Беларуси в вопросах ключевых интересов Китая. Он отметил, что Китай, в свою очередь, решительно поддерживает адекватный путь развития Беларуси, выступает против любого вмешательства внешних сил в ее внутренние дела». 

Теперь белорусско-китайские отношения получат статус «железного братства, образцового всестороннего стратегического сотрудничества и всепогодного партнерства». То есть дружба двух стран от внешних факторов не зависит.

Чтобы железно не зависеть от погоды и оставаться братьями, потребовалось, по сути, 6 лет. В сентябре 2016 года Александр Лукашенко был с визитом в Китае, тогда отношения характеризовались как «доверительное всестороннее стратегическое партнерство и взаимовыгодное сотрудничество». Его закрепили на бумаге. Казалось, куда уж выше! Но не предел. Подписана новая декларация и объявлен новый статус отношений.

Запад, конечно, за встречей всех лидеров в Самарканде следил: пресса пыталась угадать, какие договоренности «скрывались» за мимикой, жестами и взглядами президентов. Госдепартамент США не стал оценивать саммит в целом, но вот переговорами Китая с Лукашенко и Путиным явно был недоволен.

Нед Прайс, официальный представитель Госдепартамента США: «Мы очень четко заявили о нашей озабоченности по поводу этих углубляющихся отношений и о том, что у каждой страны в мире эти отношения должны вызывать беспокойство».

Еще бы Западу не беспокоиться. 23 триллиона долларов превысил совокупный ВВП стран ШОС в 21-м году. Это почти четверть мирового валового внутреннего продукта. Стоит активнее использовать юань, российский рубль и другие национальные валюты в расчетах, уверены китайские аналитики.

Страны ШОС – это Китай, Индия, Россия, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Пакистан. И там живут около трех миллиардов трехсот миллионов человек. Почти половина населения Земли. И это без учета Беларуси и Ирана, которые официально присоединяются, наблюдателей – Монголии, Афганистана, партнеров по диалогу. Это еще 13 стран: от Азербайджана, Армении и Турции до Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Катара. Вот такие масштабы шанхайской семьи и ее друзей. И на этом фоне все заявления коллективного Запада о том, что именно он – центр силы, вызывают усмешку. Не поздно ли спохватились? Людей там живет меньше в три раза. Что до природных богатств ШОС, то хватает и золота (Китай, Россия, Узбекистан), нефти (опять же Россия, Иран, ОАЭ), природный газ. В Узбекистане есть медь, вольфрам, фосфориты, газ. А в горах Таджикистана так вообще, как часто говорят, находится вся периодическая таблица Менделеева. В Китае запасы оцениваются в 20 триллионов долларов.  

Белорусские банки вскоре подключатся к национальной китайской системе переводов CIPS. Это альтернатива SWIFT. Будут активнее внедрять у нас и международную платежную систему UnionPay. 

ШОС намерена активнее создавать не только единый финансовый организм, но и транспортный. На саммите, кстати, «разморозили» давний проект – строительство железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». На строительство уйдет примерно 5 миллиардов долларов. А еще есть Великий путь, важное место в котором занимает Беларусь.

Почему такие разные страны по площади, населению, религии, валовому продукту, как Беларусь и Китай, Иран и Пакистан, Россия и Индия, да все участники ШОС, собираются вместе за одним столом и проводят время уже в неформальной обстановке? Ответ простой: они просто за мир. Многополярный. И, наверное, тоже всепогодный.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram