В Минск прилетел один из представителей высшего партийного руководства Поднебесной. В целом, Беларусь удовлетворена динамикой отношений, но, в то же время, важно дальнейшее углубление взаимодействия с Пекином. Об этом на переговорах с китайским гостем заявил Александр Лукашенко. Стороны готовы придать новое звучание стратегическому партнёрству. Анна Пыж – о железных договорённостях.
Ступенька за ступенькой по партийной лестнице. 40 лет понадобилось Чжао Лэцзи, чтобы пройти по этой красной дорожке. Некогда рабочий бригады, он вошёл в высшее партийное руководство страны. Китайская мечта, да и только.
Чжао Лэцзи – почти год как глава так называемой дисциплинарной комиссии. Понять значимость этого человека в партийной системе Китая достаточно просто. С приходом к власти председатель Си развернул масштабную антикоррупционную кампанию. Размах таков, что за последние несколько лет фигурантами коррупционных дел стали 1,5 миллиона человек, 125 тысяч китайских чиновников наказаны, а в страну вернули 1,5 миллиарда долларов, незаконно вывезенных из КНР.
Чжао Лэцзи называют одним из ближайших соратников Си Цзиньпина и даже его доверенным лицом. Так что при всей значимости занимаемого поста, в Минске с партийным секретарём обсуждают, конечно, не борьбу с коррупцией. Скорее, как наполнить белорусско-китайские отношения, которые за последние годы вышли на беспрецедентно высокий уровень.
Александр Лукашенко подчёркивает: Беларусь стала первой страной, которую товарищ Лэцзи посетил после избрания действующего состава компартии.
«Железные братья» – это может резать слух в Минске, но в Пекине таким формулировкам придают огромное значение. И в словосочетании «доверительное всесторонне стратегическое партнёрство и взаимовыгодное сотрудничество» особый смысл у каждого прилагательного. Это если описывать отношения двух стран словами, а если цифрами, то партнёры вполне могут превзойти прошлогодний товарооборот в 3 миллиарда долларов. К слову, в прошлом году Китай инвестировал в Беларусь 275 миллионов. И центр притяжения инвестиций, конечно, – китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Резидентами парка стали 37 компаний. А меньше месяца назад в «Великом камне» заработало первое производство. Причём, выпускать здесь стали действительно продукцию будущего: суперконденсаторы – сердце электротранспорта. Вообще, по планам в этом году запустятся порядка 10 резидентов – тут и производство, и оказание услуг. Примерно через месяц в парке откроют пункт таможенного оформления. Но что дальше? Глава парка говорит: нужны «якорные проекты» – те, что как магнит будут подтягивать и другие.
Не стоит забывать и то, что парк – не просто место выгодного вложения денег и не просто крупный логистический узел. Это одна из самых заметных точек на новом «Шёлковом пути». Возможно, в будущем именно по нему будут судить о Беларуси во всём торговом мире. Пока же страна стремится активнее задействовать контейнерные составы, которые по железной дороге возвращаются из Европы в Китай. И это тоже вклад в развитие сухопутной части «Пояса и пути». Конечно, всё это не отменяет необходимости наполнять новым звучанием уже существующие договорённости. К примеру, в правительстве намекают: есть новые идеи по освоению льготных китайских кредитов. Мол, подходить к этому нужно более рыночно.
К слову, и с коррупцией – профильной темой Чжао Лэцзи – Беларусь и Китай бороться будут согласованно. По крайней мере, на бумаге это закрепили.
Вряд ли кто-то станет спорить, что для сближения таких далёких и таких разных народов мало экономической тяги друг к другу. Лучше узнать китайцев белорусам помогает то, что они едут к нам учиться. В прошлом году – больше 2 тысяч студентов. К слову, 2019 год в отношениях двух стран решено объявить Годом образования. Вот и Чжао Лэцзи узнал больше о стране, про которую так много слышал, но в которой не бывал. К слову, открывать друг друга помогает и безвизовый режим. В Год туризма – логичный шаг. Ведь так и должно быть, чтобы «железные братья» железно выполняли свои договорённости.
Подписывайтесь на нас в Telegram