Запад продолжает вводить санкции против Беларуси и России. Впрочем, мы так к этому привыкли, что пакетом больше, пакетом меньше – уже не имеет значения. Мы учимся жить самостоятельно, дальше – больше. То есть и возможностей для реализации будет больше. У наших предприятий теперь – суперблагоприятные условия от Москвы. Да и иностранной валюты в союзной жизни поубавится. Бумеранг запущен. Так почему же еврокомиссары готовы пожертвовать собственным комфортом? Кто самое слабое звено в Штатах? И кого Белый дом призовет на помощь доллару?
Не было несчастья, да несчастье помогло. О чём это я? О том, что Беларусь и Россия по-новому взглянули друг на друга. В экономическом, технологическом плане, благодаря политическим договорённостям на высшем уровне. И, похоже, что такой теплоты в финансовых взглядах Минска и Москвы ещё не было. Я – Наталья Тарасюк. И дополним тему о времени возможностей.
Под западными санкциями жили что белорусы, что россияне, по сути, практически всегда. Но сейчас Россия пошла на рекорд – 5 530 компаний и персон попали в чёрный список Запада. Такое давление Запад оправдывает началом спецоперации, но мы же понимаем, что число рестрикций всё равно бы увеличивалось (и в отношении России, и в отношении нас), просто не такими, может, темпами и повод был бы другой.
Его-то всегда находили. Недемократические ценности, восточные взгляды, союзное братство – Запад всегда придумает отговорку, чтобы насолить и не пускать на внешние рынки нашу калийную соль или краски. Как это называется? Да, свинство.
Так санкции назвал Президент на встрече с Владимиром Путиным. «Александр Лукашенко предъявил обвинения Западу» – написал российский «Коммерсант». Мировые бренды вдруг решили, что место стоит освободить. Правда, кто-то, не успев уйти, вернулся, как японские автопроизводители. Продолжают работать и компании из Франции. Хлопать дверью не собираемся, вот суть заявления главы Союза французских предпринимателей, а американскому бизнесу – скатертью дорога. Да, теперь на этой дороге появились логистические ухабы и промышленные ямы, поэтому, возможно, придётся поменять какие-то потребительские привычки, но не факт. В любом случае сейчас лучшее время, чтобы по-новому работать, производить и поставлять.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если мы с вами сориентируемся, поверьте, через полгода, к концу года люди забудут, что это случилось, с точки зрения экономики. И не надо говорить "переживём – не переживём санкции". Слушайте, мы их переживали сколько угодно. Нам надо отстроить нашу экономику. Обойдёмся без них, у нас всё есть для того, чтобы нормально жить и работать».
Появилось и ещё кое-что. Твердое понимание, что мы должны быть вместе. Беларусь так же нужна России, как нужна нам огромная Россия. А по-другому в условиях тотального санкционного давления не выстоять. И уже в начале недели главы правительств разложили всё по пунктам .
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Что сейчас делать? Во-первых, мы договорились, что будет сформировано полтора десятка подгрупп по всем практически направлениям народного хозяйства или экономики. Отрабатываются взаимные планы поставок, т. е. это не возврат к плановой экономике, но это в этих турбулентных условиях является объективной необходимостью. Мы должны обеспечить как минимум гарантированные взаимные поставки оборудования».
На такой шаг наши страны подтолкнула геополитическая ситуация. Этого на поверхности. Но, может, этого толчка как раз и не хватало, чтобы вспомнить старые компетенции и приобрести новые?
Николай Стариков, политолог (Россия): «Я неоднократно был в Беларуси, и меня всегда восхищало наличие огромного количества товаров, которые у нас, что называется, international, а в Беларуси они местного производства прекрасного качества, начиная от печенья, шоколадных батончиков, заканчивая какой-то одеждой. Сегодня вот этот белорусский опыт, мне кажется, он будет востребован Россией, потому что финансово-экономический блок, который нам все время рассказывал, что невидимая рука рынка все сделает сама, а вот государство, белорусское или российское, не должно вмешиваться, ну, теперь очевидно, что все эти разговоры из прошлого века. Это больше не работает. Да, будем вместе как-то двигаться».
И у белорусских предприятий будут суперусловия. Пришло время и считаться друг с другом по-новому: по кредитам и уже в российских рублях, а не в валюте, и по энергетической формуле.
В этом году, впрочем, как и в прошлом, мы будем получать российское голубое топливо по цене в 128,5 долларов за тысячу кубов. Это когда цена апрельского фьючерса достигала почти 4000 долларов на крупнейшем газовом хабе Европы. И это не первая газовая европейская лихорадка. И знаете, что забавно? Европейцы не думали, что санкции повлияют на их жизнь и температуру в доме.
А её теперь придётся убавить, минимум на градус. Это часть плана из 10 пунктов Международного энергетического агентства по избавлению от газовой зависимости. Можно убавить и больше. Лучше в холоде. Вот такой «мудрый» совет от еврокомиссара.
Франс Тиммерманс, исполнительный заместитель председателя Европейской комиссии: «Понизив температуру воздуха в вашем доме, вы можете значительно способствовать снижению нашего энергопотребления и таким образом сделать нас сильнее в отношении России».
Какое «сильнее» они прогнозируют? Конечно, вопрос. Когда с альтернативной энергетикой не выходит и почти 45% газа закупают у России. Это данные Еврокомиссии.
Согласитесь, мы таких советов сделать холоднее ведь не слышали, правда? Так что братская сила, пожалуй, в цене на газ и на бензин. И в этом западная слабость. И в ней обвиняют Белый дом сами американцы. За год бензин подорожал на треть в США, и его воруют – просто сверлят бензобак.
«Я сделал это!» – такими наклейками с изображением Байдена американцы заклеивают заправки. «Вашингтон Пост» пишет, что рост цен на газ – это налог, который мы платим за пагубную климатическую и социальную политику Байдена. А остальное? Вместо «путинского повышения цен» американской администрации следовало бы назвать это «налогом на слабость Байдена».
И знаете, кто должен был помочь Байдену её оправдать? Тиктокеры! Белый дом попросил популярных блогеров винить российского президента в росте цен на топливо в США. Удалось ли тиктокерам после разговора с Байденом и Джен Псаки убедить американцев? Вряд ли. Идею Белого дома, по сути, высмеяли: и в эфире американского телеканала Fox Business и в шоу «Субботним вечером в прямом эфире» на NBC.
И, судя по всему, помощь тиктокеров ещё понадобится американской администрации, чтобы объяснить падение и замещение доллара. Немецкий экономист Хенрик Мюллер написал для «Шпигель» статью о закате американской валюты из-за инфляции и непредсказуемости властей США.
Инфляция может нанести непоправимый ущерб международному доверию к курсу доллара. Потребительские цены в США в настоящее время растут со скоростью 8%. Тенденция к увеличению. Америка перегревается.
А вот что пишет OILPRICE.COM: «Санкции в отношении российских активов и замораживание валютных резервов вызвали волнения в финансовом мире. Центральные банки теперь могут беспокоиться о том, что их валютные резервы не так безопасны, как они когда-то думали, и начать диверсифицироваться, отказываясь от доллара».
Такой путь уже выбрали Беларусь и Россия. Ведь смысла считать в долларах нет. Не основной торговый партнёр, да и вообще не партнёр. А вот Китай… Поднебесная уже расширила валютный коридор юаня к рублю вдвое, чтобы поддержать торговлю между странами. А на белорусской валютно-фондовой бирже начинаются торги китайским юанем. Почему этого не случилось раньше? Может, просто привыкли или нас приучили покупать за границей, считать в долларах, а теперь всё складывается так, что пришло время пересмотреть свои стандарты, зная, что Запад живёт и действует по двойным. Я – Наталья Тарасюк, и я дополнила тему.
Подписывайтесь на нас в Telegram