Беларусь и Карелия будут развивать совместные производства и наращивать торговлю

«Амкодор» для леса, «БелАЗы для карьеров и высоко-технологичное оборудование для агропромышленного комплекса. Перспективы развития отношений с Карелией Президент Беларуси сегодня обсудил с главой российского региона.

Среди перспективных проектов – строительство совместного сборочного производства лесозаготовительной техники. Белорусские карьерные самосвалы и грузовики могут быть широко востребованы на месторождениях, богатых железной рудой, драгоценными металлами и даже алмазами. Но при условии, что не будет искусственных барьеров, которые нередко возникают в белорусско-российских отношениях.

Эта машина за пару минут спиливает дерево, а затем после нескольких движений джойстиком оставляет готовые к транспортировке брёвна. Стволы – без веток и заданной длины. 

Подобную технику для заготовки леса в СНГ практически никто не производит. После распада СССР нужно было идти в ногу с технологиями – выжил только «Амкодор». Кроме дорожных и коммунальных, на предприятии собирают семь моделей лесных машин. Теперь готовятся запустить в Карелии сборочное производство мощностью 1000 единиц в год. Причём там наладят выпуск важного компонента, который сегодня закупают за рубежом. 

Андрей Герман, первый заместитель генерального конструктора предприятия «Амкодор»: «Тандемный мост – это уникальное производство. В мире оно практически единственное, и мы хотим стать вторым производителем мостов. Естественно, там будут выпускаться модели для российского рынка. А это, прежде всего, машины тяжёлого класса. Мощность – порядка 300 лошадиных сил. Форвардеры грузоподъёмностью 16, 18, 20 тонн». 

Проект на $300 миллионов – сегодня одна из тем разговора Президента Беларуси с главой Карелии. Подписи в документах о будущем совместном производстве поставлены, процесс запущен. 

Карелия занимает почти такую же территорию, как Беларусь, но население региона – всего 600 тысяч жителей. 80% республики занимает лес, ещё 15% – реки и озёра. Выходит, на жилые районы, промышленные производства и сельское хозяйство остаётся всего-то 5% территории. Однако в Карелии работает сразу несколько крупных заводов. «Петрозаводскмаш» единственный в России выпускает трубы для атомных станций, в том числе для Белорусской АЭС. Но вот общественный транспорт развит слабо, есть потребность и в обновлении продукции машиностроения.

В Карелии добывают свыше четверти российской железной руды, а также алюминий, медь, разрабатывают уникальное месторождение шунгита – это минерал для очистки питьевой воды. Чистота, а точнее экологичность – главный критерий для жителей севера при выборе продуктов питания. Дикорастущие ягоды и грибы здесь – прибыльный бизнес и бренд, по которому узнают регион за рубежом. А вот Беларусь преуспела в создании молочно-товарных комплексов. Белорусские продукты в Карелии ценятся. Почему – давно не секрет.

Артур Парфенчиков, глава Республики Карелия (Россия): «Все, о чём говорили, представляет наш большой взаимный интерес. Думаю, что мы в любом случае должны находить взаимовыгодный результат. У нас только такой подход».

Рекордным для взаимной торговли Беларуси и Карелии был 2013-й  – тогда за год наторговали почти на $45 миллионов. Но даже с учётом последующего спада эта цифра едва ли раскрывает двусторонний потенциал.

За 10 месяцев нынешнего года Беларусь и Карелия уже наторговали больше, чем за весь 2017-й. Но на сегодняшней встрече стороны сошлись во мнении – показатель сотрудничества для Союзного государства, даже во взаимодействии с отдельными регионами, – это не конечная сумма, а, скорее, близость интеграции. Ведь, скажем, создание совместных предприятий не отразится в статистике товарооборота, но куда лучше отражает реальную картину двусторонних отношений. Которые, конечно, не всегда можно назвать гладкими. Выходит, замыкаться на один рынок сегодня никак нельзя. 

Возвращаясь к экономике Карелии: в регионе около 60 тысяч озёр (включая Ладожское и Онежское – самые крупные в Европе). Как и соседняя Финляндия, республика славится своими рыбными хозяйствами – производят две трети российской озёрной форели. В планах – привлечь селекционеров и ещё больше преуспеть в развитии аквакультуры при поддержке Беларуси. 

Артур Парфенчиков, глава Республики Карелия (Россия): «Мы договорились, что в ближайшее время эта продукция появится в Беларуси. У нас серьёзные планы по совместному развитию этих отраслей и в Беларуси и в Карелии. Мы договорились обмениваться достижениями в науке – в производстве кормов, генетике».

Вообще, Беларусь и Карелия только на карте далеки друг от друга. В регионе, согласно последней переписи населения, живёт почти 25 тысяч белорусов. Три года назад в Петрозаводске прошёл первый съезд Национально-культурной автономии, а сегодня это уже четыре организации республиканского масштаба. 

Светлана Барташевич, председатель Национально-культурной автономии белорусов Карелии: «Я уверена, что после открытия наших автономий, если мы сейчас проведём новую перепись, то её итоги очень сильно поразят, потому что будет значительно больше людей». 

Единственное, на что сетуют жители Карелии, которые часто бывают в Беларуси, так это транспортное сообщение. На поезд Мурманск-Минск, особенно летом, билетов не достать, хоть и курсирует он ежедневно. Да и Карелия – один из самых привлекательных для туризма регионов России. Ежегодно в регион приезжают около 2 миллионов человек, чтобы увидеть идеально сохранившиеся памятники старины и первозданную природную красоту.

Артур Парфенчиков, глава Республики Карелия (Россия): «Очень важно для нас, чтобы появился прямой рейс Минск-Петрозаводск. Это будет способствовать и активности бизнеса, и развитию туризма».

К слову, и глава Карелии в Беларуси бывает не редко. Его отец родом из Жлобина, в 1960-х приехал по работе. В итоге обзавёлся семьёй и остался навсегда. Как и многие семьи, которые сегодня живут на две страны, объединённые общей историей. 

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram