Беларусь и Иран уже в марте возобновляют прямое авиасообщение

Тысячи километров для партнеров – не расстояние

Беларусь и Иран уже в марте возобновляют прямое авиасообщение

Тысячи километров для партнеров – не расстояние. Беларусь и Иран уже в этом месяце возобновляют прямое авиасообщение. Это будет способствовать развитию бизнес-контактов. А развивать ведь есть что. Особенно после визита в Тегеран Президента Беларуси. 


Переговоры в Иране эксперты назвали переломным моментом в отношениях двух стран. После некоторого замедления сейчас ожидается интенсивное движение вперед. Его обеспечит Дорожная карта всестороннего сотрудничества, которую подписали Президенты. 

Есть предложение по созданию высокотехнологичных производств, наша страна – участник транспортного коридора «Север-Юг». И это лишь краткие итоги переговоров в Тегеране, которые станут отправной точкой для выхода на новый уровень отношений.

Есть ли жизнь после сорока лет под санкциями? Точнее, после 44? Именно столько времени Иран под экономическим прессингом США. Но ответ на этот вопрос однозначный: жизнь есть, и еще какая. В 2022 году Иран стал 11-й страной в мире по величине ВВП. Почти два триллиона долларов! Беларусь и Иран тоже улучшили за прошлый год свои показатели. Товарооборот вырос в три раза – до ста миллионов долларов. Это далеко не ориентир. Оценит перспективы отношений Александр Лукашенко во время визита в Иран.  

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Однозначно определили с Президентом Ирана, что была некая небольшая пауза в наших отношениях. Сегодня особенность этого визита состоит в том, что мы успешно преодолели эту паузу. Мы о многом договорились. И особенность тоже этого визита в том, что мы согласовали впервые все вопросы двустороннего сотрудничества и заключили немало договоров, соглашений и меморандумов о намерениях. В общем объеме я могу оценить нынешний визит, если мы реализуем все наши договоренности, в рамках 100 млн долларов».

Может, дата визита выбрана неслучайно, а может, так символически совпало. Но 18 марта исполнится 30 лет дипломатическим отношениям стран. Пришло время их ускорять и выводить на новый уровень отношения, скажет президент Ирана Эбрахим Раиси. 

Эбрахим Раиси, президент Ирана: «Без сомнения, этот визит может стать отправной точкой в развитии двусторонних отношений, которым уже 30 лет. Дорожная карта – это всесторонний и всеобъемлющий документ, который поможет вывести наше взаимодействие на стратегический уровень». 

Значение дорожной карты еще предстоит оценить, но ясно одно. Она поможет перезапустить отношения и преодолеть ту самую паузу, о которой говорил Александр Лукашенко. Это, кстати, третий визит Президента Беларуси в Иран. 

Гимн, рота почетного караула. Все проходило в дворцово-парковом комплексе Саадабад. Раньше он был резиденцией последнего монарха Ирана Пехлеви. Его любовь к роскоши была известна всему миру. 

Есть даже мнение, что престола иранскому правителю стоила… вечеринка. В 1971 году отмечали 2500 лет Персидской империи. Посреди пустыни, в древнем Персеполисе, построили огромные шатры для почти тысячи гостей со всего мира, высадили сады и устроили ужин. Сколько это стоило, не могут подсчитать до сих пор: сотни миллионов долларов точно. Но шаху это стоило всего. Экономика и так была в тяжелом положении. Не все иранцы, а люди они религиозные, разделяли прозападные взгляды и траты правителя. Спустя почти 8 лет случается революция. А США, которым это не понравилось, становятся антагонистами Ирана и мешают торговать, хотя казалось бы...

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Говоря современным языком, ваши предки знали о логистике, экспорте и транзите гораздо больше тех, кто более сорока лет душит вашу страну санкциями и пытается насаждать "демократические» ценности"».

Иран живет по законам шариата. Это теократическое государство. Во главе – духовный лидер. Или аятолла. Сейчас это Али Хаменеи. Человек он малопубличный. Даже перед иранцами появляется в исключительно важных случаях. С иностранными лидерами общается тем более крайне редко. Но не в этот раз.

За время санкций у Ирана появилось немало разработок, скажет Хаменеи. Часть из них показали Александру Лукашенко на специально организованной выставке. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я посмотрел некоторые образцы, то, что вы творите. Вы меня поражаете. Вы создаете весьма высокотехнологичное оборудование, в котором нуждается весь мир. Мы готовы по всем этим направлениям с вами сотрудничать. Если у вас есть интерес, давайте будем создавать совместные предприятия в Беларуси и торговать по всему миру».

Такая вот экономика сопротивления в миниатюре. А в масштабе – в Иране проходят международные авиасалоны, которые собирают десятки экспонентов и гостей со всего мира. Работает Иран над своими спутниками и даже космическим буксиром, который может перемещать спутники между орбитами.

Хасан Салари, глава иранского космического агентства: «Уже почти два десятилетия космическая промышленность Ирана развивается, опираясь на свою отечественную науку в области проектирования спутников и создания ракет-носителей». 

Говорил духовный лидер на встрече с Александром Лукашенко, конечно, и о духовности, в которой нуждается весь мир. А еще о транспортном коридоре «Север – Юг». Более семи тысяч километров – протяженность. 30 миллионов тонн груза в год – это пропускная способность. И он даже будет получше маршрута через Суэцкий канал. Получится дешевле и быстрее. 

Алексей Авраменко, министр транспорта и коммуникаций Беларуси: «Для нас это, безусловно, очень важный коридор, и мы договорились вместе его развивать – Беларусь, Россия и Иран. Обсуждали развитие железнодорожного маршрута. Иранской стороне требуется построить около 180 километров железной дороги, чтобы закончить железнодорожный коридор "Север – Юг" в направлении порта Бендер-Аббас». 

До этого вы вряд ли слышали о такой гавани. Но, может, когда-то читали. Афанасий Никитин был там в XV веке и упомянул портовый город Бенде́р-Абба́с в своих «Хождениях за три моря». Порт – конечная точка в Иране коридора «Север – Юг». Из него грузы могут доставляться в Индию морем.

Тегеран и Минск разделяют 3,5 тысячи километров. А вот на календаре скоро будет 1402 год. В Иране живут по астрономическому солнечному календарю. Но разное летоисчисление и расстояние – не преграда. Иран – партнер выгодный. Граничит по суше и делит акваторию почти с двумя десятками стран. Входит в мировой топ-5 по запасам нефти и природного газа.  

В Иране живет больше 85 миллионов человек, в Тегеране – почти как во всей Беларуси. И скоро, с 26 марта, с нашей столицей иранскую свяжет прямой рейс. Белорусский бизнес сможет быстрее налаживать связи. 

Стоит сказать, что совершенно новый этап в отношениях начинается у Ирана и с Саудовской Аравией. Там, конечно, отношения, были холодными. Но к «политическому градуснику» руку приложил Китай. Наш стратегический и всепогодный партнер. 

Али Шамхани, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана: «Мы наконец пришли к выводу, что после семи лет отсутствия отношений между Ираном и Саудовской Аравией мы должны провести новый сезон друг с другом на основе уважения интересов обеих стран, региональной безопасности, доброжелательности к региону и предотвращения ненужного вмешательства трансрегиональных сил, особенно Запада». 

Которому показали один известный жест, считают американские журналисты. Они, кстати, спросили Байдена, что это значит для Америки, главного санкционера Ирана, Беларуси и ещё многих стран. Он после некоторой паузы все же ответил что-то в стиле «если отношения становятся лучше, то от этого лучше будет всем»…. То ли не понял вопрос, ведь уже путал иранцев с другими народами, то ли слишком обидно. Ведь страны, которые под санкциями, и живут, и торгуют, и налаживают отношения между собой и строят планы. Как Беларусь и Иран. 

Подписывайтесь на нас в Telegram