Авиакатастрофа самолета, в котором летел Пригожин: слишком громкая рядовая ситуация

Трагическая, но по сути, казалось бы, рядовая ситуация – крушение бизнес-джета

Авиакатастрофа самолета, в котором летел Пригожин: слишком громкая рядовая ситуация

Это, пожалуй, одна из тех авиакатастроф, выводы о причинах которой, официальные или нет, никогда не устроят и не удовлетворят всех. Слишком неожиданно, слишком громко, слишком мистически. Трагическая, но по сути, казалось бы, рядовая ситуация – крушение бизнес-джета. Такое бывает. Хронологию по секундам, как всегда в подобных случаях, фиксирует сервис «Флайрадар». Самолет «Эмбрайер» вылетел из московского аэропорта Шереметьево в Санкт-Петербург в среду в 17:54. В 18:10 он был над Тверью на высоте в восемь с половиной километров. А уже через 9 минут начал падать. Резко потерял высоту за 22 секунды на два с половиной километра, и после этого связь с ним прервалась. Это пике, а также обломки первыми увидели жители деревни Куженкино Тверской области.


О том, что выживших нет, было понятно по состоянию воздушного судна. Обломки разбросало в радиусе пяти километров. Но бортовой номер – 02795 – хорошо читаем. Этим джетом, как оказалось, часто пользовался глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Был ли он на рейсе – вопрос, который был главным на протяжении нескольких часов. Знающие Пригожина люди утверждали – он мог в последний момент пересесть. Тем более за одним самолетом похожим маршрутом летел второй – тоже принадлежащий структурам «Вагнер».

Именно здесь, в районе подмосковного аэропорта Остафьево, рухнула последняя надежда на то, что главы ЧВК «Вагнер» не было на борту упавшего в Тверской области «Эмбрайера». После известия о катастрофе появилась информация о том, что вместе в погибшим бортом из Шереметьево одновременно в воздух поднялся еще один самолет, связанный с Евгением Пригожиным, и, мол, он мог сесть в него. Второй бизнес-джет, когда новости о катастрофе под Тверью подтвердились, якобы долго кружил над Москвой, говорили, что он вырабатывал топливо. А потом благополучно приземлился на территории частного аэропорта. Евгения Пригожина на этом борту не было.

Кто находился в самолете: люди или какой-то груз, неизвестно. В анонимных пабликах прописывали исключительно экшен-сценарии. Мол, сажали джет под прицелом ПВО и под контролем истребителей. А потом еще и бой устроили между «оркестрантами» и ОМОНом. Как видите, аэропорт – цел. Подтвержденной относительно второго самолета можно считать только информацию от того же «Флайрадара» о том, что спустя сутки после катастрофы под Тверью именно этот борт вылетел в Баку. Ни о грузе, ни о пассажирах снова ничего не сообщается. Пригожин, по официальным данным Росавиации, которые появились в среду к полуночи, все-таки был зарегистрирован именно на погибшем рейсе. Вместе с ним в списках – фамилии еще двух командиров ЧВК. Среди них и Дмитрий Уткин, тот самый «Вагнер», чей позывной стал именем нарицательным. Следственный комитет возбудил дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

Статья, по которой возбуждено уголовное дело, предполагает и ошибку пилотирования, и технические неполадки, и внешнее воздействие. Какая версия официально считается приоритетной, не ясно. Информации действительно крайне мало. Отсюда – просто парад различных версий: от инсценировки до атаки ПВО и теракта на борту. Эксперты от авиации в оценках опираются на визуальные впечатления от любительского видео, где зафиксирован момент падения самолета. Есть основания полагать, что на самолет было оказано какое-то внешнее воздействие. Проще говоря, взрыв.

Пожар на земле действительно был сильным. Все тела обгорели. Чтобы их опознать, были назначены тесты ДНК. Об их результатах сегодня и сообщил Следственный комитет. Личности всех десяти погибших установлены. Они соответствуют списку, заявленному в полетном листе. Это значит, что Пригожин был на борту. Косвенно смерть главы ЧВК накануне подтвердил и Владимир Путин. О Пригожине он говорил уже в прошедшем времени.

С учетом возможных причин катастрофы и личности Пригожина следователи попросили и журналистов, и обычных граждан доверять только официальной информации. Но трагедию уже используют те, кого называют нашими идеологическими противниками. Западная пресса, не прошло и суток, определила виновных. Конечно, писали они, во всем виноват Путин. Он, цитаты: «убил своего врага», главного критика, конкурента и соперника. Не читайте иностранных газет – почти классический совет от российского МИДа, который хорошо знаком с методами бывших партнеров.

Особенно сейчас усердствует киевская пропаганда. Кстати, версия украинского следа в крушении тоже не исключена. Зеленский от происшествия открестился, не преминув цинично пошутить на тему катастрофы.

Притянуть за уши и возложить ответственность за трагедию сейчас пытаются, кстати, не только на Путина, но и на Лукашенко. Который два месяца назад стал посредником в сворачивании так называемого «Марша справедливости». Именно он уговорил Пригожина прекратить поход на Москву и договорился с президентом России о выходе и передислокации ЧВК в Беларусь. Удар по образу людей, которые «держат слово».

В Беларуси ЧВК «Вагнер» – будет. Конечно, без Пригожина – это уже нечто иное, по медийности так точно. Одна из конспирологических теорий, в которой была надежда на жизнь, о том, что глава ЧВК сейчас где-то в под пальмой в Африке, посмеиваясь, слушает музыку Вагнера, окончательно утратила смысл. Пригожин погиб. Смыслы всем тем, кто задает вопросы и ищет ответы, теперь придется искать в чем-то другом.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская