Рассказы о том, как на границе у белорусов конфискуют автомобили, появляются на страницах СМИ едва ли не каждую неделю.

Рассказы о том, как на границе у белорусов конфискуют автомобили, появляются на страницах СМИ едва ли не каждую неделю. Причина проста: машины-двойники. Причём, заявленные в розыск (чаще всего российскими правоохранительными органами). Что делать, если данные вашего автомобиля попали к угонщикам? И можно ли обезопасить себя от неприятных сюрпризов?

Безупречный маникюр, макияж, тщательно подобранная одежда. Наталья Сильченко – бизнес-леди из Витебска – предельно педантична не только к своему внешнему виду. Собственный магазин в крупном торговом центре обязывает скрупулёзно вести дела. Вот и когда покупала представительский внедорожник в салоне, несколько раз перепроверила документы. Поставила на учёт в ГАИ и несколько лет спокойно ездила, пока не отправилась в Польшу. Пограничники соседней страны огорошили: ваш джип в угоне. Железные аргументы (мол, я единственная хозяйка и покупала новую машину у официально дилера) даже не стали слушать.

Наталья Сильченко, житель г.Витебска: «Всё-таки как она попала в Интерпол? Мы действительно не знали что делать, к кому обращаться».

Пока её любимая белка, как прозвала Наталья свою BMW, оставалась в польской клетке, девушка вместе с мужем начала распутывать клубок злоключений. Оказалось, что её джип объявила в международный розыск российская полиция. На вопрос: «Как такое вообще может быть?» юристы вздохнули: «Не вы первая, не вы последняя». Оказалось подобных историй уже десятки, а всему виной преступная схема.

Законопослушный белорус покупает машину по всем правилам и спокойно её пользуется. Спустя время где-то в России угоняют автомобиль такой же модели, разумеется, на угнанной машине долго не поездишь и тем более не продашь, поэтому преступники перебивают её VIN-номер. Т.е. узнают уникальный код другой легальной машины и копируют, а потом даже ставят на учёт. Выходит, что на деле машины две, а юридически – одна. И как только на автодвойнике кто-то совершит преступление (или его снова угонят), в розыск автоматически попадает машина с оригинальным VIN-кодом (со всеми вытекающими). Наталье повезло: российская полиция отменила розыск якобы её машины, и поляки вернули джип через несколько месяцев бумажной волокиты. Однако, невзирая на абсолютную невиновность белоруски, её имидж в глазах западных соседей был испорчен.

Наталья Сильченко, житель г.Витебска: «Отголоски этой истории преследуют меня даже сейчас, подавая документы в посольство мне отказывают, хотя весь паспорт проштампован шенген визами, а тут мне отказывают».

Виталий Судник только начинает долгий путь к реабилитации своего автомобиля. Когда покупал подержанный внедорожник, никаких проблем с регистрацией не было, но они появились, когда спустя несколько лет он решил продать машину.

Машину изъяли на проверку. В ГАИ, куда Виталий пришёл после нескольких недель недоумения и переживаний, успокоили: ваша машина чистая. VIN-код оригинальный, вот только… в розыске она всё равно останется.

Учитывая, что по поводу машины Виталия московская полиция не удосужилась ответить уже на несколько запросов от белорусских коллег, достучаться до россиян физическому лицу будет ещё сложнее. Некоторые, законно приобретённые белорусами машины, находятся в розыске годами. И всё это время добросовестные владельцы не могут продать машину и тем более выехать за границу. Ситуация патовая, уверяют инспекторы, даже если шлифовать законы, ведь их действие заканчивается за белорусской границей.

Дмитрий Ткачёв, главный инспектор по розыску УГАИ Мингорисполкома: «Законодательный орган может принять положение, о том, что у машины гражданина Беларуси есть двойник и мы напишем в тех паспорт «двойник» и разрешим отчуждение, но кто-то её купит, поедет на ней в Польшу или Россию, машину там конфискуют и получается мы будем виноваты, что разрешили это».

VIN-код не секрет, уверяют специалисты. Он дублируется на лобовом стекле и списать его, например, на парковке, не проблема. Хотя опытные преступники чаще пользуются полноценными базами данных, опять же добытыми незаконным путём. Поэтому оказаться в такой ситуации может любой белорус, по крайней мере, пока правоохранительные органы соседней страны позволяют криминалу преступную легализацию.

Сергей Михневич, председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации: «Появляется клон. Как он там регистрируется? Как он легализуется на территории Российской федерации это нужно разбираться там. На наш взгляд в России существует мошенническая схема в сговоре со страховыми компаниями, недобросовестными специалистами в пунктах регистрации. Нужно правоохранительным органам РФ и нашей страны разобраться с ней, потому что действительно граждане не застрахованы».

Есть случаи, когда белорусы едут в Россию и, соблазнённые низкой ценой, покупают машину с перебитым VIN-кодом и вернувшись, узнают о подделке уже в белорусской ГАИ. Инспекторы при малейшем подозрении отдают авто на экспертизу.

Если учесть, что ежегодно на экспертизу в Беларуси отправляют около 6000 тысяч машин,масштаб проблемы очевиден. Виктор Цгоев уверяет, что ему достаточно одного взгляда на кузов, чтобы определить подделку VIN-номера.

Виктор Цгоев, заместитель начальника отдела центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Беларуси: «Наличие следов подкраски, каких-то дефектов, либо несвойственная автомобилю ржавчина в месте маркировки. Когда изменяется варкой, нужно обращать внимание на наличие посторонних сварных швов».

Если есть сомнения, лучше обратится за помощью к профессионалам, такую экспертизу можно заказать платно (стоимость порядка 30 рублей). Но даже если VIN -номер в порядке всё равно есть риск навсегда лишиться машины. В последнее время доверчивых белорусов накрывает так называемая лизинговая волна, которая так же пришла из России. Схема такая. Злоумышленник приобретает машину в лизинг, т.е. пока он не выплатит полную стоимость, автомобиль юридически принадлежит лизингодателю, допустим банку. Так вот, получив машину, преступник платит за неё лишь пару месяцев, а потом приезжает белорус и покупает этот автомобиль. Впрочем, не нужно даже ехать в Россию. На такие лизинговые авто можно наткнуться и на минском рынке. Но финал один. Продавец исчезает и перестаёт платить банку. Банк объявляет машину в розыск. И в итоге её конфискуют. Эта схема даже опасней истории с двойниками – вернуть имущество почти не реально. Но даже если вы полностью уверены в своей машине, перед выездом за белорусскую границу будет не лишним проверить, не в розыске ли она, в противном случае есть риск вернуться домой автостопом.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram