Работу священнослужителей в исправительных учреждениях обсуждали в Витебске. Этот вид социальной помощи заключённым в Беларуси оказывают представители самых разных конфессий. И сейчас идёт речь даже о создании ассоциации тюремного служения.
По четвергам, пятницам и в праздничные дни протоиерей Сергий служит в этом необычном храме. Среди прихожан – заключённые исправительной колонии. За колючей проволокой активное участие в жизни общины принимают более 30 человек.
Протоиерей Сергий, настоятель храма святого праведника Иоанна Русского: «Там суета, там мирская жизнь, там некогда думать о Боге, а здесь они уже начинают, не все, конечно, начинают задумываться, первый раз идут на исповедь, и исповедь у них действительно бывает очень искренняя».
Максим Ворушенко, осуждённый ИК №3: «У каждого путь к Богу свой, я пришёл вот именно через горечь. Храм я начал посещать именно здесь, к вере пришёл, уверовал именно здесь, в тюрьме».
Витебская колония одна из первых построила церковь на территории исправительного учреждения. С тех пор среди воспитательной работы и так называемое душепопечительство – иными словами лечение души. В России такую работу священников узаконили около 20 лет назад. Опыт других стран в работе с осуждёнными в Витебске обсудили священники и юристы Беларуси, России, Украины и Австрии.
Григорий Щербаков, начальник факультета управления Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) г. Рязань, Россия: «Влияет на осуждённых очень плодотворно, это помогает им преодолевать трудности, помогает им раскаиваться, и это помогает им сохранять свое человеческое духовное, что в них ещё осталось».
В Беларуси храмы открыты во всех исправительных учреждениях. Но знаний, полученных в духовных семинариях для служения в подобных местах, недостаточно, – едины во мнении эксперты. Священнослужители будут дополнительно изучать психологию и юриспруденцию. Поднимается вопрос о введении должности тюремного священнослужителя.
Владислав Мандрик, заместитель начальника Департамента исполнения наказания Беларуси: «Те заповеди, которые прописаны, во многом перекликаются со статьями Уголовного кодекса, если человек будет жить по правилам 10 заповедей, то он не будет близок к совершению преступлений».
Карл Дрекслер, прокурор, г. Вена, Австрия: «Душепопечительство – это важнейшая структура в работе с осуждёнными, это прописано в Европейской конвенции по правам человека, реализация этого проекта в дальнейшем поможет осуждённым в ещё большей душевной и духовной реабилитации».
Чтобы эффективнее внедрять международный опыт, священнослужители намерены создать ассоциацию тюремного служения. Свои успехи есть и в Беларуси. За последние два года все, кто вышел из витебской колонии по условно-досрочному освобождению, больше закон не преступали.
Подписывайтесь на нас в Telegram