Архитектор Юрий Григорьев отмечает юбилей

​Зодчий, без преувеличения, построил половину Минска и пол-Москвы. Там сейчас живёт заслуженный архитектор Беларуси. Он редко даёт интервью и мало кого пускает в свой дом, но съемочной группе ОНТ всё-таки удалось достучаться до юбиляра.

Зодчий, без преувеличения, построил половину Минска и пол-Москвы. Там сейчас живёт заслуженный архитектор Беларуси. Он редко даёт интервью и мало кого пускает в свой дом, но съемочной группе ОНТ всё-таки удалось достучаться до юбиляра. 

Каждый день ходит пешком по городу, о котором Григорьев со знанием дела говорит: «Москва не сразу строилась». За столицей некогда большой Родины архитектор наблюдает 30 лет, а врачи сегодня следят за «плохим пациентом» (его шутка). Здоровье уже не то, но не сидится дома. Соавтор памятника Жукову на Красной площади «краснеет» лишь за одно здание – «стекляшку» общепита напротив старого телеграфа.

Юрий Григорьев, заслуженный архитектор Беларуси: «Я, когда работал в должности главного архитектора Минска, категорически не разрешал там ничего строить. Вот система больших водных пространств. Вокруг парки. И это всё пронизывает весь город. Это уникальное было достижение».

Впервые «гений» и «место» встретились в 1946 году. На руинах Минска уроженец Новгородчины решил: буду архитектором. Учился в России, вернулся... И началась в Беларуси, как сейчас пишут в справочниках, «григорьевская эпоха». Студенческий городок БГУ, Институт культуры, крытый каток в парке Горького – редкие образцы стиля брутализм.

Линевич – тот настоящий друг. Их единицы у именитого юбиляра. «Нет» (с 1974 до 1986 гг. главного архитектора столицы) означало только «нет». Эту принципиальность отразил в романе Иван Шамякин. Снимали уже кинодраму «Атланты и кариатиды» в кабинете Григорьева.

Премьера телесериала состоялась в минском Доме литераторов (по проекту Григорьева). Зодчий на досуге рисовал карикатуры. Даже печатали в центральных газетах. Любую работу соизмерять со средним ростом человека – главный принцип того, кто около 175 сантиметров.

Микрорайон Зелёный Луг-6 называют вершиной белорусской советской архитектуры 1980-х. Это было уже не «спальное гетто», а «город в городе» со своим общественным центром. Эксперимент Григорьева удался. И предложили решить извечный «квартирный вопрос» москвичей.

Основной цвет квартала – жёлтый. Этот тёплый солнечный колер Григорьев привёз и в Москву. Коллеги архитектора шутят, что его многоэтажки типовые только в одном, если на фасаде есть желтый или оранжевый – точно построил Григорьев. Во всём остальном он новатор: блок-секционный метод расположения квартир, разноэтажность, инфраструктура.

Юрий Григорьев, заслуженный архитектор Беларуси: «Прежде всего, надо думать градостроительно, думать, удобно ли это людям, насколько это масштабно для людей. Чтобы это была комплексная жилая среда. Она должна быть рядом с природой».

Это Григорьев «вписал» Купалу в сквер на Кутузовском. Теперь у бронзового Песняра любят встречаться московские влюблённые. Минские назначают свидания у памятника Пушкину, который также возвёл заслуженный архитектор Беларуси и народный архитектор России. Сейчас мэтр задумался о мемуарах.

Подробности – в видеосюжете.

Подписывайтесь на нас в Telegram