Литва шантажирует? Кому выгодно очернять БелАЭС и зачем? Рубрика «Антифейк»

Литва – единственная страна в нашем регионе, которая не перестает предъявлять Беларуси надуманные претензии по поводу строительства в Островце атомной станции, несмотря на постоянный контроль за стройкой со стороны МАГАТЭ. В Финляндии, что, в общем, тоже недалеко от Литвы, строится точно такая же станция. Более того, о планах по возведению собственной станции заявляет Польша. Но к ним у Вильнюса почему-то вопросов нет. Вместе с тем литовские власти продолжают методично придумывать все новые и новые поводы для критики Беларуси. 

Французское слово «шантаж» означает угрозу негативных последствий в случае невыполнения требований, которые, как правило, завышены. А что если этим занимается целая страна или, по крайней мере, её руководство?

Литва то грозит не покупать у нас электроэнергию, то блокирует базовое соглашение Беларуси с Евросоюзом и при этом оказывает давление на зарубежных чиновников, пытаясь их руками достать белорусов.

Министра энергетики США «уламывали», а тот ответил, что это дело Минска и МАГАТЭ. Американцы назвали реакторы на БелАЭС безопасными и даже предложили поставлять на них топливо.

Литовцы бросились к соседям, но латыши не против доступного электричества из Беларуси, и эстонцы тоже, и украинцы за.

Может, хоть финны по-балтийски поддержат, думал официальный Вильнюс, направляясь в хельсинский вояж. Во время официального заявления после переговоров с финским коллегой Президент Литвы Гитанас Науседа заявил: «Моя идея – воспользоваться вашим опытом в этой сфере, накопленным в Финляндии, поскольку у вас есть очень хорошие специалисты высокой квалификации, которые могут помочь Беларуси внедрить все необходимые предохранители или стандарты качества».

На что рассчитывали литовцы?  На то, что финны не станут этим заниматься? Или на то, что суровый белорусский Президент откажется от предложения сотрудничать? Но карты легли рубашкой вниз.

Министр иностранных дел Финляндии прилетел в Минск с предложениями сотрудничать в атомной сфере, ведь финны уже третью АЭС строят. Но Александр Лукашенко не только не отказался, но даже опередил гостя: «С учетом предстоящего запуска Белорусской АЭС в 2020 году Беларуси интересен опыт финляндской стороны по обеспечению безопасности строящейся атомной электростанции "Ханхикиви-1". Тем более что ваша станция возводится по аналогичному проекту и тем же российским подрядчиком».

Пекка Хаависто, министр иностранных дел Финляндии: «У нас есть конкретные предложения, как усилить безопасность вашей станции в Островце». 

Надо отдать должное Пекке Хаависто, который развенчал миф о неторопливых финских парнях. С места в карьер он предложил Литве провести трёхсторонние консультации по БелАЭС.  И что на это ответили в Вильнюсе?

Аста Скайсгирите, советник президента Литвы по внешней политике: «БелАЭС не является двусторонним вопросом в отношениях между Литвой и Беларусью или между Финляндией и Беларусью.   Мы хотим более широкого участия других стран Евросоюза. Мы хотим, чтобы все регуляторы ЕС были как-то вовлечены». 

Помните про требования шантажиста, которые завышены? И у этого завышения нет потолка. По просьбе Литвы Финляндиякоторая, между прочим, председательствует в Совете Евросоюза, предлагает помощь, а Литва говорит: нет, вы знаете, мы тут подумали, что Финляндии маловато, может, ещё Франция подключится или все 28 стран Евросоюза?

Подобные заявления изначально фейковые. Ещё одна любопытная деталь: литовцы просили о помощи финнов, которые начинают строить у себя копию Белорусской АЭС с тем же российским подрядчиком.

То есть в безопасности финской станции, которая находится недалеко от литовской границы, они почему-то не сомневаются.  Да и сомнения в белорусской станции – это фантомные боли по своей насильно закрытой Игналинской АЭС, дешёвая энергия которой не нужна была давно поделившим рынок ЕС корпорациям.

Но финны оказались умнее: они и старые станции не закрыли, и новые строят. Буквально через месяц запускают третий реактор атомной станции «Олкилуото». И если сейчас треть финской электроэнергии производится на собственных АЭС, то с января это будет уже почти половина. Страна полностью откажется от импорта российской электроэнергии, а после ввода третьей атомной станции сократит парниковые выбросы на 95%  и станет одной из самых экологически чистых стран мира.

Но даже финнам пока далеко до французов, которые получают от атомных станций более 70% электроэнергии. А с учётом того, что весь мир переходит на электромобили, белорусы вовремя поняли выгоду мирного атома.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Дмитрий Семченко