В студии «Контуров» – заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин, который накануне вернулся из Туркменистана и был непосредственным участником практически всех переговоров. Узнаем у него подробности, которые могли остаться за кадром наших репортажей.
– Добрый вечер, Анатолий Николаевич. Каковы итоги президентского визита?
– Добрый вечер. Первое событие – открытие посольства в Ашхабаде. Это знак того, что международная политика укрепляется, и мы в Туркменистан пришли серьёзно и надолго. Второе событие – это долгожданное открытие Гарлыкского горно-обогатительного комбината. Мы шли к этому шесть лет. Были определённые сложности, мы их преодолели. И многие скептики удивлялись. Мы доказали, что Беларусь выполняет все свои международные обязательства в рамках достигнутых ранее соглашений. Мы в течение двух лет вели подготовительные работы, и в 2013-ом мы активно начали вести строительство данного комбината. В первую очередь, в таких проектах идёт реализация подземной части. И здесь провели уникальный, мой взгляд, метод проходки – заморозку горных пород и тех потоков воды, которые присутствовали. Мы в пустыне сделали два огромных холодильника, которые позволили нам беспрепятственно, наращивая темпы, увеличивая объёмы разработки, идти в подземный горизонт. Мы воплотили все самые последние технологии, оборудование при строительстве данного комбината.
– Говорят, что уже поступают предложения белорусским строителям (предлагают какие-то новые стройки). Что ещё мы можем построить?
– Действительно, предложения поступают. Есть проекты, я не буду всё раскрывать все тайны. Во время визита Главы государства президент Туркменистана пригласил белорусов на разработку двух калийных месторождений. Мы намереваемся участвовать в конкурсах в Туркменистане по строительству автомобильных дорог. Президент Туркменистана предложил нам данный проект. Это Ашхабад, Туркменабад. Это порядка 700 км автомобильных дорог. Также звучало в качестве предложения строительство нового аэропорта в данном регионе, где мы построили горно-обогатительный комбинат. Учитывая, что там развита сфера материального производства (там цементный завод, предприятие по производству строительных материалов), если второе и третье калийные месторождения будут раскрыты в ближайшее время, то понадобится более серьёзная транспортная инфраструктура.
– Вернёмся к теме калийного рынка. Для Беларуси это особая тема, у нас на этом рынке значительная доля, соответственно, поступления в бюджет во многом зависят от этого рынка, поэтому возникает резонный вопрос по поводу того, что появился Гарлыкский горно-обогатительный комбинат. Будет ли он нам конкурентом или это союзник?
– Я считаю, что, скорее, союзник, нежели конкурент, потому что мы на этом рынке занимаем ведущее место в мире. Туркмены для нас будут, скорее, партнёрами. Мы всегда сможем договориться с дружественной нам страной и найти взаимный интерес.
Подписывайтесь на нас в Telegram