Снижение себестоимости стройматериалов – этого потребовал Президент. Главе государства доложили, как обстоят дела в отрасли. Большинство предприятий модернизированы, но на полную мощность пока не работают. С одной стороны, ситуация на внешних рынках достаточно напряжённая, с другой – сворачиваются планы по строительству и внутри страны.
Это место называют белорусскими Мальдивами. В последние годы на меловые карьеры устроили едва ли не паломничество. В погоне за видами и ощущениями не пугают даже предупреждения о вреде для здоровья и угрозе жизни. Между тем это – технологическая зона, особо опасный объект одного из самых крупных в стране производителей строительной продукции – «Красносельскстройматериалы». Но такой рекламе на предприятии не рады. Говорят: пусть лучше нас знают по качеству продукта.
Его можно назвать старожилом предприятия. 11 лет на заводе. Пришёл мастером ещё на старое производство, а в 2012 году после ввода новой линии возглавил цех. Говорит: не стоит даже сравнивать.
Юрий Шагун, начальник цеха переработки сырья предприятия «Красносельскстройматериалы»: «Здесь все процессы сведены в один пульт управления, которым управляет компьютер. Человек только выполняет контролирующую функцию. Но большую часть работы взял на себя компьютер. Отслеживание, контроль, выявление каких-то неисправностей на линии».
Увеличивать мощности на старейшем в Беларуси цементном предприятии начали несколько лет назад. Подходящий проект по строительству линии клинкера – это производная цемента – именно сухим способом предложили китайские партнёры. Их банк взял на себя большую часть кредита. Новая линия, а по сути новый завод, увеличил объёмы производства цемента вдвое. На горизонте виднелись перспективы экспорта, но основным рынком стала Беларусь. На качество никто не жалуется. Гродненская ГЭС, Белорусская атомная электростанция и вторая минская кольцевая будут сделаны из этого цемента. Но всё же главная задача модернизации – зарабатывание валюты.
Владимир Мойса, главный инженер предприятия «Красносельскстройматериалы»: «Конкуренты наши тоже не стоят и не дремлют, они тоже модернизируются – в Латвии, в Литве, в Украине, в Польше. Конкуренция растёт в этом сегменте рынка. Если бы мы не модернизировались, мы вообще не смогли бы продавать на экспорт продукцию. И это производство нам дало возможность работать над перспективой снижения себестоимости. В частности, сегодня мы планируем в четвёртом квартале заместить часть угля импортируемого на новой линии торфом нашим. Сейчас работаем с Академией наук, в частности с институтом имени Лыкова, на предмет того, чтобы уйти от газа в теплогенераторе на новой линии и тоже заместить торфом. Больше будем использовать местные виды топлива ,а самое главное – снижение себестоимости».
Предприятиям-гигантам часто сложно конкурировать с российскими за счёт газа – у соседей он в два раза дешевле. Ещё большая проблема модернизированных заводов – закредитованность. Объёмы производства в стройотрасли напрямую зависят от инвестиционной активности. Когда предприятия переоснащали, был пик такой активности. Все строились – нужны были и материалы. Сейчас в силу очевидных причин энтузиазм инвесторов поугас. С начала года – минус 10%, а по отдельным позициям – минус 20%.
Внешние рынки свернулись, а вместе с ними откорректирована и программа возведения жилья с господдержкой. Квадратные метры на 2015 год в целом по стране урезали на четверть – до четырёх миллионов. Зато не растут цены. Стоимость метра в июне такая же, как в декабре. К слову, удельный вес строительства в формировании белорусского ВВП за пять месяцев 2015 года составил больше 8,5%. Немудрено, что к отрасли – самое пристальное внимание.
Модернизация девяти домостроительных комбинатов – а основные работы завершены в прошлом году – постепенно приносит свои плоды. И это не только двукратный прирост производственных мощностей, но и увеличение чистой прибыли более чем в два раза. Только вот предприятия загружены работой не полностью – в лучшем случае на 80%.
Главная задача, по мнению Президента, – отрегулировать себестоимость продукции. Издержки нужно снижать по всем фронтам. В пример приводят цементную отрасль. За три года удалось добиться удешевления цемента в два раза – до 42 долларов. Это пример – но не показатель. Ведь если выработка в Европе в среднем четыре тысячи тонн цемента на человека, то на белорусских предприятиях – две тысячи.
Ещё один акцент от Президента – максимальная защита внутреннего рынка. И применение импортных стройматериалов теперь нужно будет обосновать. Это касается объектов, которые хотя бы частично финансирует государство. Отчёты будет принимать Минстройархитектуры. Что считать импортным? Строительные материалы и оборудование происхождением не из Евразийского экономического союза.
Ещё один способ помочь самим себе – активнее налегать на экспорт. Но не всякий стройматериал выгодно отправлять за границу. Свои правила диктуют особенности транспортного сообщения. Подальше отправляют лишь то, стоимость чего при доставке не вырастет больше, чем на 27% – это стекло, плитка и металлоконструкции.
Всего в стране модернизировано более 120 строительных предприятий. Стоила ли овчинка выделки? Строители говорят: да, ведь если бы несколько лет назад не взялись за то же цементное производство, то сегодня его в стране могло бы и вовсе не быть.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram