Александру Лукашенко в Тегеране устроили настоящий переговорный марафон

В начале недели в Тегеране после 17-летнего перерыва побывал Александр Лукашенко

Александру Лукашенко в Тегеране устроили настоящий переговорный марафон

Какое государство считать самым древним, можно спорить, но Иран уж точно будет в претендентах. О нем мы все когда-то слышали на уроках истории. Персия – припоминаете? Она была одним из самых могущественных государств. Но спустя века Ирану приходится бороться за место под солнцем, по которому там и живут. Парадокс. В начале недели в Тегеране после 17-летнего перерыва побывал Александр Лукашенко. И был поражен.


Он в красном, его лицо покрыто сажей. Именно так, по мнению иранцев, выглядит предвестник весны – Хаджи Фируз. Его появление на улицах значит одно – в Иране запускают обратный отсчет до 1402-го года. Просто здесь живут по Солнцу.

Время строить планы! В Иране во всю готовятся к празднованию Нового года. Его здесь отмечают 21 марта – в День весеннего равноденствия. Все утопает в атрибутах грядущего праздника.

А среди них как довольно экзотические, так и вполне себе понятные нам. Ростки пшеницы, чеснок или вот – разукрашенные яйца – символ зарождения новой жизни. И без того шумный Тегеран в эти дни переходит в режим предпраздничной какофонии.

В этом людском море тебя словно несет на волнах. В глазах рябит не только от обилия товаров. В Иране в очередной раз убеждаешься: все люди разные.

Пусть на дворе не 2023-й, и все же – древние устои не кажутся такими уж непоколебимыми. Да, восточный до мозга костей Иран не намерен поворачиваться к Западу ни лицом, ни даже в профиль. Кто Ирану друг, а кто враг – легко понять… да вот хотя бы на рынке!

Это неожиданное признание не нуждается в переводе. Но на все ведь – как посмотреть. Вообще, в западном мире Иран принято осуждать. Буквально за все. За излишнюю, как кажется благословленной Америке, веру в не того Бога, за излишнее увлечение ядерными технологиями, за излишнюю вовлеченность в гонку вооружений и за много чего еще. А по сути, за несговорчивость и нежелание следовать западным веяниям. И это тот случай, когда обстановка накалена, кажется, до предела.

На этом фоне выделяется сотрудничество Ирана с Китаем (тоже не таким как все). Вот президент Раиси встречается с председателем Си ровно за две недели до Александра Лукашенко. Китай, к слову, основной потребитель иранской нефти. В прошлом году ее экспорт стал максимальным за все время под санкциями. С Кремлем у Тегерана налажено сотрудничество в военно-промышленной сфере, что, конечно, очень не нравится на Западе. Да, Беларусь (еще один западный «любимчик» в кавычках) партнер пока не стратегический, но может им стать.

Президент не раз скажет: страны как будто подзабыли друг о друге. Но прошлый год заставит вспомнить. Ничто ведь не сближает больше, чем общие горе-санкции. И Минску явно пригодится опыт Тегерана, хоть о таких договорённостях, конечно, не принято говорить вслух.

Им есть, чем обмениваться: технологиями и товарами. Продукты и БелАЗы – хорошо, но точно не все. Да и не только в Иран их можно поставлять. Стратегическое значение приобретает транспортный коридор «Север-Юг» из Санкт-Петербурга в Мумбаи. С той лишь загвоздкой, что пока не достроена часть железнодорожного пути на территории Ирана. Вложиться деньгами намерена Россия. А значит, не исключено, что и белорусские товары пойдут по этому новому транзитному пути.

Это сотрудничество может прирастать десятками и даже сотнями так нелюбимых в Иране долларов. Протест против всего западного, кстати, легко считать с иранцев, которым запрещено надевать галстуки. Словно так Запад не сможет затянуть удавку на иранской шее. Беларусь в этом смысле куда терпимее… ко всем.  

Их благословил сам Аллах! Наверняка, так и подумают в Иране. Ведь без ведома Господа там не происходит ничего. О чем Александр Лукашенко говорил с Верховным лидером (представителем Бога на земле), так и останется загадкой, но скорее всего, о чем-то высоком. Президенту устроят в Тегеране настоящий переговорный марафон. В этой погоне за договоренностями и контрактами только и успевай замечать, как бурлит жизнь на улицах.

И все-таки жизнь в Тегеране точно не черно-белая. Она яркая, пестрая и еще она очень ароматная.

Отчего в какой-то момент едва ли не кружится голова. Но хорошо, что прикрыта – так точно не найдешь на свою голову приключений. О времена, о нравы! Сказал Цицерон, когда время исчислялось годами до нашей эры. Государство на территории Ирана тогда уже существовало. Так что, какими бы разными ни были ценности, традиции и даже Бог, не надо спешить осуждать то, чего не понимаешь.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Анна Пыж
География:
Беларусь Иран