Глава государства всегда уделяет внимание общению с прессой, поэтому сегодня без купюр спрашивали Александра Лукашенко о спорте, законодательных инициативах, общественных кампаниях и даже личном.
Забыть о конкуренции и собраться вместе в самой большой телевизионной студии страны. Событие уникальное, но не только для журналистов (их, к слову, пригласили почти 150 человек). Поверьте, у всех, кто скоро займёт место в этом зале, заготовлен козырь в рукаве: тот самый вопрос для Главы государства. Так уж сложилось, что именно Президент – главный ньюсмейкер страны. Так что, как принято говорить в таких случаях, устраивайтесь поудобнее.
Белтелерадиокомпания, Общенациональное телевидение, СТВ, Белорусское телеграфное агентство, газета «Советская Белоруссия» и издательский дом «Звязда». Их могут любить или критиковать, но так или иначе смотрят, слушают и читают. Ведь именно эти масс-медиа – поставщики информации из первых уст, от первых лиц государства. Чуть забегая вперёд: эти журналисты готовы говорить и о будущем телевидения, и о возможных изменениях в Конституции. Кто работает с Президентом, знает, что для него запретных тем нет, бывают просто не то время и не то место. Однако сегодня, кажется, совпало всё.
Телевизионщики убеждались не раз: Президент видит всё и смотрит всех. А потому экскурсия по Белтелерадиокомпании насыщена деталями для профессионалов. Да, не в этом месте зарождалось БТ, не здесь была та самая первая студия 1956-го, где шумоизоляцию обеспечивали ковры на стенах, но подборка фотографий заставляет закрутиться шестерёнки машины времени. Сюда Александр Лукашенко приходил на первые эфиры, будучи ещё кандидатом в президенты, но тогда это было совсем другое телевидение. Например, было время, когда штативы для камер делали из дерева, а запись вели на ленточные кассеты.
Президенту показывают телестудию, где в это же время записывают программу, знакомят с работой режиссёрской группы и процессом монтажа новостей. Кто не мечтал побывать за кадром информационного выпуска? Ведь с момента, когда событие свершилось, до момента, когда об этом рассказали в эфире, проходят порой считанные минуты.
Заходя в студию, где собрались журналисты, Александр Лукашенко называет эмоции от экскурсии «бешеной ностальгией». И сразу просит не превращать заявленный формат «Открытой студии» в пресс-конференцию. Он ждёт честного разговора и не скрывает повода: у белорусских СМИ – новый этап. Однако к нему подошли не под революционными знамёнами. Просто пришло время для нового витка.
Любая информация расходится со скоростью звука, а значит, способна разжечь войну посерьёзнее военного вмешательства – войну информационную. И хоть Беларусь – это страна мирная во всех отношениях, она должна себя защищать, уверен Президент. Как же поставить информационный щит? К примеру, молодёжь с головой ушла в Интернет. Значит, нужно прямо там предложить ей что-то взамен информационного «фастфуда». Как раз защиту информационного пространства в Сети сейчас активно обсуждают. Закон о СМИ будет скорректирован. И лишь пример из списка возможных новаций – запрет на анонимные публикации и комментарии. Вопрос об отношении к этому Президента даже несколько удивляет: мол, с этим законом должно быть удобно работать именно журналистам, а не тем, кто прячется за псевдонимами и никнеймами.
Тему активно подхватывают журналисты. Мол, работать на этом невидимом фронте всё сложнее. И это не всегда препоны со стороны тех, кто хотел бы раскачать лодку.
Чтобы ничто из сказанного не было использовано против чиновников, те порой предпочитают молчать. Однако ведь замалчивание рождает слухи. Журналисты просят понять, что вопросы к чиновникам не простого любопытства ради…
Глава Администрации Президента, словно связующее звено между теми, кто всегда на публике, и теми, кто предпочитает избегать попадания в кадр. Обещает контроль усилить, хоть сама Наталья Кочанова не прячется за мужскими плечами…
Профессиональную тему разбирают со всех сторон. Говорят и о журналистах, что воруют новости, и о тех, кто на них зарабатывает. И зарплата эта часто не в белорусских рублях. Как вычислить иностранного агента? И как на границе свободы слова не перескочить за грань добра и зла? Президент призывает насыщать медиа собственным содержанием, чтобы белорусам не диктовали из-за границы, как им жить.
Как сделать своего продукта больше да лучше в условиях просевшего рекламного рынка? Это задача не из простых. И решать её предстоит обновлённому за последний год руководству центральных СМИ. И они видят большую проблему в нехватке профессиональных кадров, хотя в Институте журналистики – больше тысячи студентов. Президент о проблеме знает, уверен, что хороший мастер пера и микрофона – штучный товар.
А если серьёзно, то тема перерастает в большую дискуссию. Студенты говорят, что их не берут на практику, а руководство СМИ говорит, что они порой так слабо подготовлены. Ещё один аспект: лучшие студенты не торопятся обратно (на малую родину). Это пища для ума для всех – и медиа, и Министерства образования. Ведь в этой профессии дилетант, как бомба замедленного действия. И всё же обстановку удаётся разрядить. Встаёт вопрос с чего начать преображение белорусских каналов (а лёд уже тронулся). Телевидение постепенно переходит на вещание высокой чёткости: на языке самих телевизионщиков (и Президент профессиональный сленг подхватывает) – картинка должна звенеть.
А чтобы решить бытовые проблемы телевизионщиков (нехватку помещений и оборудования) возможно и строительство большого медиацентра по примеру Казахстана. Однако журналисты не были бы журналистами, если бы свели общение с Президентом к сугубо профессиональным темам. С Александром Лукашенко удалось обсудить и всё то, что на устах в последнее время. Например, возможные перемены в Конституции. Глава государства парирует: в серьёзных вопросах не говорят лишних слов. Пока ясно лишь то, что перемены нужны. Ведь жизнь так стремительна! Страна уже не такая, какой была, когда писался основной закон.
Вопрос из тех, что волнуют общественность: когда в Куропатах возведут мемориал? Президент говорит откровенно: с этим затянули. А ведь такое место (как дань памяти) поможет снять накал политизации.
К слову, свои вопросы Президенту направили и журналисты, далёкие от общения с ним, но без разделения на своих и чужих, Александр Лукашенко ответил на все. К примеру, станет ли День Воли государственным праздником? Президент без обиняков: не станет. Однако дело не в его личном отношении к БНР, а в том, как непросто сегодня оценивать историю.
По так называемому делу Коржича (оно у Президента на контроле) пока рано делать выводы. Не ошибка ли Декрет № 3? Как может быть ошибкой стремление к справедливости?
Свой вопрос Президенту мог прислать даже не журналист. Выбрать самые оригинальные из 700 было непросто, но в Интернете спрашивают в основном о личном. Как питается Президент…
Есть ли у Александра Лукашенко любимые фотографии?
И даже об отношении к самоиронии и пиару? Если коротко, то с хорошего анекдота в хорошей компании грех не посмеяться (даже если он про тебя самого), но читать про себя гадости Александра Лукашенко отучили. Да и рекламировать себя Президенту как-то не с руки.
Кстати, тему спорта не обошли стороной. Президент анонсировал большое совещание по зимним видам – мол, нужно сохранить статус Беларуси как зимней страны, следом возьмутся за летние, ведь грядут II Европейские игры. И показывать придётся не только гостеприимство и уровень организации, но и спортивные результаты.
Все эти темы журналистам предстоит освещать. Как? Президент не навязывает собственного мнения, просит только одного…Быть честными.
Пожалуй, этот разговор не уместить ни в один телевизионный сюжет. В нём было всё: и внутренняя кухня, и то, что волнует людей далёких от журналистики; честные ответы и вопросы от самого президента. Интервьюеры и интервьюируемые частенько менялись местами. Так что журналисты эту встречу запомнят надолго. На память о ней Президенту – портрет, составленных из слов, сказанных им же. Александр Лукашенко слов на ветер не бросает – об этом же просит журналистов. Ведь слово не воробей, но улетает оно так далеко и так быстро, что вслед не угнаться.
Подписывайтесь на нас в Telegram