Александр Лукашенко: Потенциал СНГ далеко не исчерпан, его необходимо использовать в полном объёме

О важности консолидации и объединения усилий Президент говорил не только применительно к ведомственным задачам и интересам.

Александр Лукашенко встретился с теми, чья главная задача – бороться со взятками и раскрывать изощрённые коррупционные схемы. В столице собрался Совет руководителей высших органов финансового контроля СНГ. Президент Беларуси направил приветствие его участникам, а во время личной встречи расширил тематические контуры беседы.

Большие деньги ведут к таким же большим соблазнам. Неуплата налогов, вывод капитала за рубеж, нецелевое использование бюджета и, наконец, – коррупция. Такая финансовая гидра, если дать ей волю, может развалить не только экономику, но и само государство. Эксперты в этом контексте приводят пример Украины.

Украина одна из стран, чьи граждане фигурируют в так называемом панамском досье. Более 10 миллионов документов произвели эффект информационной бомбы и уже погубили карьеру и репутацию многих политиков. Поразил даже не сам факт того, что элита охотно хранит деньги в оффшорах, а масштаб происходящего – от посторонних глаз и налогов скрыты миллиарды долларов, по сути, в мире создана параллельная теневая экономика с центром в жаркой Панаме. После скандала в отставку подал премьер-министр Исландии, а его британский коллега Дэвид Кэмерон сохранил должность лишь потому, что продал отцовский оффшорный фонд до своего премьерства.

По алфавиту от Алжира и Анголы до Эфиопии и ЮАР – «панамское досье» вскрыло финансы высокопоставленных лиц из 60 государств. Чиновников из Беларуси или людей, которые с ними связаны, в этом списке не было. С коррупцией в нашей стране борются жёстко и бескомпромиссно.

Не секрет, что эта тема находится на постоянном контроле у Президента. Громкие задержания и уголовные дела показывают: у силовых и контролирующих органов достаточно как средств для раскрытия финансовых махинаций, так и полномочий для борьбы, невзирая на чины и погоны. В прошлом году Комитет госконтроля вернул в бюджет Br2 трлн (это в полтора раза больше, чем в 2014 году), ещё на Br1,5 трлн предотвращено необоснованных выплат. Уже в этом году по материалам проверок органы финансовых расследований возбудили 590 уголовных дел. Впрочем, преступность сегодня не признает границ, активно создавая транснациональные группировки. Такой же консолидированный отпор должны дать и органы финансового контроля. Именно на это Александр Лукашенко нацеливает партнёров по СНГ, чья главная задача – бороться со взятками и откатами и вскрывать изощрённые схемы финансовых махинаций.

О важности консолидации и объединения усилий Президент говорил не только применительно к ведомственным задачам и интересам. По сути, для СНГ накануне его 25-летия наступил момент истины: сегодня независимые государства (а в прошлом республики одной большой сверхдержавы) должны определиться – выбрать путь «интеграции интеграций», который предлагает Беларусь (то есть объединиться и вместе стать сильными), или остаться один на один с современными вызовами.

На Евразийском пространстве напряжённость не спадает. Политологи говорят о возвращении блокового противостояния. И понятие «холодная война» вновь обретает актуальность. Подтверждает это и усиление активности НАТО в Восточной Европе.

В переломные моменты истории, в период кризисов и разногласий желающих половить рыбу в мутной воде, как правило, становится больше. Подробнее о том, как сделать денежные потоки прозрачными, речь шла на Совете руководителей высших органов финансового контроля СНГ.

В Совет, созданный в 2000 году, входят представители девяти стран. Правда, в этот раз за столом переговоров место Украины занял гость из Словакии. Эксперты делились опытом выявления финансовых преступлений, а также тем, как можно их упреждать. Для этого Комитет госконтроля Беларуси (в отличие от Счётных палат стран СНГ) в составе имеет департаменты финансовых расследований (финансовая милиция) и финансового мониторинга (это финансовая разведка). Несмотря на некоторые отличия в названиях, функциях и полномочиях ведомств, участники Совета сошлись на том, что проблемы странам приходится решать фактически одни те же, поэтому делать это лучше сообща и опираясь на опыт коллег. Дальнейшее взаимодействие утвердили в резолюции и плане на следующие сессии.

Главы контролирующих ведомств не ограничились лишь рабочим графиком – нашли время познакомиться с Минском. Некоторые гости признались, что были здесь лишь в 90-е – отсюда и впечатления от того, как город изменился и похорошел.

Подписывайтесь на нас в Telegram